ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 22.06.2000 г. | N 204/2/12-0110 |
---|
Комитету Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности |
О постановлении Кабинета Министров Украины от
18 мая 2000 года N 825
Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 17.06.2000 г. N 10510/4 Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо Посольства Латвийской Республики в Украине от 8 июня 2000 года N 584 относительно информации о постановлении Кабинета Министров Украины от 18 мая 2000 года N 825 "Об утверждении Порядка освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения", действие которого будто бы не соответствует подписанной Конвенции об избежании двойного налогообложения с Латвийской Республикой, и сообщает следующее.
С целью избежания двойного налогообложения соглашениями (конвенциями) об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений от уплаты налогов на доходы и капитал (имущество) установлены две категории правил.
Первая касается разных видов доходов, определенных, как правило, в статьях с 6 по 21 двусторонних соглашений, заключенных Украиной, и определяющих соответствующие права налогообложения государства-источника и государства-резиденции. По некоторым статьям дохода и имущества исключительное право налогообложения предоставляется одному из Договорных Государств. Второе Договорное Государство, таким образом, не может облагать налогом данные доходы, и двойное налогообложение избегается. Как правило, это исключительное право налогообложения предоставляется стране резиденции. Согласно другим статьям дохода и имущества право налогообложения не является исключительным. В отношении некоторых видов дохода (дивиденды, проценты, роялти), несмотря на право обоих Государств облагать налогами данные виды дохода, сумма налога, взимаемого государством-источником, ограничена ставкой налога.
Вторая категория, по мере того как эти положения дают государству источника полное или ограниченное право налогообложения, государство резиденции должно устранить двойное налогообложение в соответствии со своим законодательством или методом кредита, или методом освобождения.
Исходя из вышеизложенного, доход и имущество могут быть выделены в три группы в соответствии с правом государства-источника облагать их налогом:
- доход и имущество, которые могут облагаться налогами без ограничения в государстве источника;
- доход, подлежащий ограниченному налогообложению в государстве источника;
- доход и имущество, которые не могут облагаться налогом в государстве источника.
Виды доходов, подлежащие ограниченному налогообложению в Украине в соответствии с действующими в Украине соглашениями (конвенциями), - дивиденды, проценты и роялти.
Однако перечисленный перечень доходов, облагаемых налогом по определенным соглашениями ставкам, не является исчерпывающим с точки зрения перечня доходов с источником их происхождения из Украины в соответствии с действующим законодательством.
Избежание двойного налогообложения доходов, возникающих в стране источника и выплачиваемых нерезидентам, как правило, обеспечивается в результате двусторонних действий обоих Договорных Государств (существует очень мало договоров, по которым страна-источник полностью отказывалась от своего права облагать налогом данные доходы "у источника"). Желаемый результат обеспечивается таким образом, что страна-источник уменьшает ставку налога "у источника", а страна резидентства получателя доходов учитывает удержанную сумму налога (в форме иностранного налогового кредита или иначе) при определении налоговых обязательств своего резидента.
Взимание налогов "у источника" из доходов, переводимых за границу, рассматривается как один из наиболее эффективных способов: налогового контроля - как средства предупреждения избежания уплаты налога, валютного контроля - доходов, переводимых за границу, - и контроля за состоянием платежного баланса и т. п.
Важно отметить, что, в отличие от традиционной системы начисления налога, при системе налогов "у источника" появляется третье лицо (кроме налоговых органов и плательщика налога) - агент, удерживающий налог. На такого агента, как и на обычного плательщика налога, возлагается полная ответственность за уплату налога. Однако отличие в том, что он платит налог не из своих доходов, а из доходов, которые он выплачивает другим лицам в виде дивидендов, процентов, роялти, заработной платы, лизинговой (арендной) платы и т. п. Вторая особенность - налоги "у источника" начисляются с валовой суммы дохода, а не с чистой прибыли. Третье отличие - налог взимается одновременно с выплатой дохода, а не по окончании налогового периода.
К доходам с источником их происхождения из Украины в соответствии с пунктом 1.21 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" относятся любые доходы, полученные нерезидентами от любых видов деятельности на территории Украины, включая, в частности, проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, уплаченных резидентами Украины, доходы от предоставления резидентам или нерезидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного в Украине, и т. п.
Пункт 13.1 статьи 13 вышеназванного Закона содержит перечень видов доходов, полученных нерезидентами с источником их происхождения из Украины.
В соответствии с пунктом 13.2 статьи 13 этого же Закона резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента любую выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, ведущиеся в гривнях), кроме доходов, указанных в пунктах 13.3 - 13.7, обязаны удерживать при выплате такого дохода и дополнительно уплачивать налог на репатриацию доходов в размере 15 процентов от суммы такого дохода за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами международных соглашений, вступивших в силу.
В случае если международным соглашением, ратифицированным Верховной Радой Украины, установлены иные правила налогообложения, нежели предусмотренные данным Законом, применяются нормы международного договора (п. 18.1 статьи 18 Закона).
Конвенции (соглашения) об избежании двойного налогообложения не содержат вопросов процедурного характера. Каждая страна использует механизм налогообложения доходов в соответствии со своим действующим законодательством.
До утверждения вышеназванного постановления нерезиденты, имевшие права на преимущества в соответствии с международными договорами Украины на освобождение (или уменьшение) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, должны были в соответствии с пунктом 16.16 статьи 16 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" реализовывать свое право на использование преимуществ договора только в форме возврата (возмещения) нерезиденту суммы превышения налога на указанные доходы, уплаченного в соответствии с законодательством Украины, над суммой налога, которая была бы уплачена из указанных доходов (или в случае освобождения от налогообложения соответствующих доходов) согласно положениям международного договора.
Право на использование преимуществ соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения признавалось в соответствии с Порядком составления расчета налога на прибыль нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 31 июля 1997 года N 274 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28 августа 1997 года за N 352/2156.
Утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 мая 2000 года N 825 Порядком устанавливается процедура предварительного освобождения (уменьшения) от налогообложения отдельных видов доходов наряду с процедурой возврата (возмещения) нерезиденту разницы между суммой уплаченного налога и суммой, которую ему необходимо уплатить в соответствии с международным договором.
Таким образом, введенное Порядком предварительное освобождение от налогообложения таких важных видов инвестиционных доходов, как дивиденды, доходы от погашения облигаций внутреннего государственного займа и проценты, будет содействовать, по нашему мнению, движению капитала и инвестиций, в отношении прочих видов доходов нерезидентов - продолжает применяться прежняя процедура возврата (возмещения).
О соответствующих изменениях в механизме применения международных договоров об избежании двойного налогообложения компетентные органы стран-партнеров будут уведомлены в ближайшее время.
Председатель | Н. Азаров |
"Бухгалтерская газета", N 27, 7 июля 2000 г.