Авиационные перевозки грузов в Украине — от стандартизации технологий до упрощения процедур торговли
Упрощение формальностей при авиационных перевозках в документах международной авиационной организации ICAO ООН
Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации от 7.12.1944 г. в ст. 37 обязывает государства-участников Конвенции «…сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организационных действий по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать и совершенствовать аэронавигацию», а также указывает, что «ICAO принимает и по мере необходимости время от времени изменяет международные стандарты, рекомендуемые практики и процедуры, касающиеся в том числе таможенных и иммиграционных процедур, а также таких других вопросов, касающихся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации, какие время от времени могут оказаться целесообразными».
В Приложении 9 «Упрощение формальностей» (Facilitation) к Чикагской Конвенции содержатся Стандарты и Рекомендуемые практики (SARPS) и другие руководящие (инструктивные) материалы, необходимые для практической реализации ст. 37.
В настоящее время действует тринадцатое издание 2011 г. Издание включает, помимо прочего, положения, вытекающие из решений 6-го совещания Группы экспертов FAL, состоявшегося в Монреале в мае 2010 г., по таким вопросам, как подготовка государств к вспышкам эпидемий инфекционных болезней в международном масштабе, внедрение согласованных на международном уровне систем предварительной информации о пассажирах и меры по оказанию помощи пассажирам, чьи рейсы прерываются в силу форс-мажорных обстоятельств. Настоящее тринадцатое издание Приложения 9 вступило в силу 18 июля 2011 г. и подлежит применению с 17 ноября 2011 г.
В соответствии с Добавлением А Резолюции 35-й сессии Ассамблеи ICAO, «Стандарт» и «Рекомендуемая практика» имеют следующие современные определения терминов:
— Стандарт — любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого считается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации и которое будут соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции; в случае невозможности соблюдения Стандарта Совету в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со ст. 38 Конвенции;
— Рекомендуемая практика — любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции.
ICAO также разработала специальную Программу по упрощению формальностей (Facilitation Programme или FAL Programme), которая базируется не только на Статье 37, но и еще на других девяти Статьях Конвенции.
Порядок проведения в жизнь государствами Стандартов и Рекомендуемой практики по упрощению формальностей особо оговаривается в ст. 22 Конвенции, которая определяет обязательство каждого Договаривающегося государства «...путем издания специальных правил или иным образом принимать все возможные меры по содействию и ускорению навигации воздушных судов между территориями Договаривающихся государств и по предотвращению не вызванных необходимостью задержек воздушных судов, экипажей, пассажиров и груза, в особенности при применении законов, касающихся иммиграции, карантина, таможенного контроля и выпуска», а также в ст. 23 Конвенции, в которой говорится, что каждое Договаривающееся государство обязуется, «насколько оно сочтет возможным, устанавливать таможенные и иммиграционные процедуры, касающиеся международной аэронавигации, в соответствии с практикой, которая время от времени может устанавливаться или рекомендоваться согласно настоящей Конвенции».
Приложение состоит из 8 глав, в которых рассматриваются процедуры оформления прибытия и вылета воздушных судов, пассажиров и их багажа, грузов и других предметов, а также порядок и процедуры перевозки лиц без права на въезд и депортируемых лиц и организацию работы средств и служб, предназначенных для обработки загрузки в международных аэропортах.
В приложении приводятся следующие определения:
Груз. Любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортприпасов и сопровождаемого или неправильно засланного багажа.
Директория открытых ключей ICAO (ДОК ICAO). Центральная база данных, служащая хранилищем сертификатов подписей документов (CDS) (содержащих открытые ключи подписи документов), основного списка CSCA (MLCSCA), сертификатов соединения национальных центров удостоверения подписей (lCCSCA) и листов аннулирования сертификатов, выпускаемых участниками, вместе с системой их распределения во всем мире, поддерживаемая ICAO от имени участников в целях обеспечения подтверждения достоверности данных, содержащихся в МСПД.
Документы: требования и использование
— При оформлении прибытия и вылета воздушных судов Договаривающиеся государства не требуют никаких других документов, кроме тех, которые указаны в настоящей главе.
— При оформлении любой документации на прибывающие или вылетающие воздушные суда Договаривающиеся государства не требуют никаких виз и не взимают визовые и прочие сборы.
Рекомендуемая практика
Документы на прибывающие и вылетающие воздушные суда следует принимать в том случае, если они оформлены на русском, английском, арабском, испанском или французском языках. Любое Договаривающееся государство может требовать устного или письменного перевода этих документов на свой язык.
С учетом технических возможностей Договаривающегося государства документы на прибывающие и вылетающие воздушные суда принимаются, если они представлены:
а) в электронном формате путем передачи в информационную систему полномочных государственных органов;
b) на бланке, представленном или переданном с помощью электронных средств, или
с) на бланке, заполненном от руки по форме, приведенной в настоящем Приложении.
В тех случаях, когда конкретный документ передан эксплуатанту воздушного судна или от его имени и получен полномочными государственными органами в электронном формате, Договаривающееся государство не требует представления этого документа на бланке.
Договаривающееся государство, требующее представления генеральной декларации, ограничивает свои требования к информации элементами, указанными в приложении 1. Эта информация принимается на бланке или в электронном формате.
В тех случаях, когда Договаривающееся государство требует представления генеральной декларации только для целей засвидетельствования, оно принимает меры к тому, чтобы такое требование могло выполняться путем нанесения надписи либо от руки, либо с помощью штемпеля на одной странице грузовой ведомости. Такое засвидетельствование подписывается уполномоченным агентом или командиром воздушного судна
В тех случаях, когда Договаривающееся государство требует представления грузовой ведомости на бланке, оно принимает либо:
а) форму, указанную в добавлении 3, заполненную в соответствии с инструкциями, или
b) форму, указанную в добавлении 3, заполненную.
Упрощение бизнеса в авиационном транспорте. Проект ІАТА e–Cargo, технологии электронной обработки грузов в авиационном транспорте
Проект e-Cargo электронной технологии обработки грузов в авиационном транспорте возник в рамках Программы упрощения бизнеса Simplifying the Business of Air Cargo (StB program), которая была спонсирована Советом управляющих ІАТА, в целях упрощения бизнеса и с тех пор она является отраслевой программой, которая началась в 2004 г.
Цель программы заключается в изменении способов организации работы авиатранспортной отрасли — для осуществления более качественного и менее затратного обслуживания пассажирскими и грузовыми операторами.
Ожидается, что программа может дать отрасли экономию до $14 млрд ежегодно.
StB концентрирует свои усилия на пяти основных проектах:
— IATA e-freight;
— применение штрих-кода в посадочных талонах (BCBP);
— быстрая организация путешествия;
— программа улучшения доставки багажа (БИП);
— электронные услуги IATA.
В 2006 г. с целью изъятия бумажных документов из оборота при оформлении грузовых авиаперевозок и замены его на обмен электронными данными и сообщениями, была разработана Программа e-freight. По инициативе IATA, программа стала отраслевой инициативой, включающей перевозчиков, экспедиторов, наземных обработчиков грузов и перевозчиков, таможенных брокеров и таможенных органов.
Электронные сообщения существовали с 1980-х годов, но авиационная отрасль при перевозках грузов по воздуху по-прежнему полагается на бумагу. Оформление перевозки груза может генерировать до 30 бумажных документов.
Основной составляющей этой программы является электронная авианакладная e-AWB. Авианакладная (AWB) является наиболее важным документом в грузовых авиаперевозках. Внедрение электронной авианакладной (е-AWB) является первым шагом для реализации этой программы. Проект электронной авианакладной (е-AWB) предусматривает замену бумажных накладных на электронные, которые в свою очередь выполняют функцию электронного договора перевозки между экспедитором и авиакомпанией.
ІАТА поддерживает реализацию проекта e-Cargo по электронному оформлению перевозки грузов путем разработки отраслевых стандартов и предлагает руководство и инструменты, которые способствуют принятию этих новых инициатив.
Для того, чтобы удалить бумагу и использовать электронные сообщения, необходимо иметь общий и четкий бизнес-процесс и стандарты, которые являются основой инициатив в области электронного оформления грузов e-Cargo. Переход к e-Cargo требует изменений в технологиях, используемых всеми заинтересованными сторонами воздушных перевозок.
ІАТА готово облегчить понимание ключевых требований, необходимых для поддержки проектов e-Cargo, а также предлагает решения и услуги, доступные всем участникам процесса перехода на электронное оформление перевозок. Одним из таких решений является электронная сваха. e-Cargo сваха — это бесплатный веб-инструмент, легко соединяющий участников процесса электронной доставки грузов, заинтересованные стороны электронной AWB и предлагающий более гибкий доступ к списку действующих аэропортов, авиакомпаний, экспедиторов и агентов по наземной обработке.
ІАТА также разработало Программу улучшения Сообщений (MIP), которая улучшает качество данных EDI и облегчает процесс перехода на бумажное оформление документации.
ІАТА организует ежегодные конференции е-Cargo, а также проводит регулярные семинары на местном и региональном уровнях. Во время этих мероприятий участники получают более полное понимание новых инициатив в области е-Cargo, а также имеют возможность пообщаться с экспертами в предметной области и другими коллегами из авиационной отрасли.
Дорожной картой к 100% электронной обработке грузов стала разработанная в 2012 г. консультативной группой Global Air Cargo Advisory Group (GACAG) программа по 100% электронной обработке грузов.
Подробный план по 100% электронной обработке грузов определяет подход, структуру и цели для программы электронной обработки грузов по ее дальнейшему развитию. Дорожная карта описывает общий отраслевой подход, основанный на трех основных компонентах, или «столпах»:
— Компонент I: Привлечение регуляторов и правительств во всем мире к созданию "сети электронных грузовых маршрутов" с полностью электронным оформлением таможенных процедур и где правилами поддерживаются безбумажные поставки.
— Компонент II: Совместная работа в рамках цепи поставок грузов до тех пор, пока не будет проведена оцифровка всех транспортных документов отрасли, начиная с авианакладной.
— Компонент III: Разработка плана по оцифровке документов на коммерческие и специальные грузы, обычно сопровождающих авиаперевозки сегодня.
ІАТА ставит задачу на 2014 г. достичь роста глобального проникновения электронной авианакладной е-AWB до 22%.
Стандарты электронных сообщений
В качестве основных электронных грузовых документов IATA признает 12 основных документов и 8 дополнительных. Эти 12 основных документов сгруппированы в такие три категории:
— торговые документы;
— транспортные документы;
— таможенные документы.
Для каждого документа рекомендуется использовать последние версии стандартов электронных сообщений, чтобы убедиться, что все требования могут быть поддержаны.
В соответствии с программой IAТА по электронной обработке грузов, они могут быть заменены одним или несколькими стандартными электронными сообщениями, которые приняты в качестве Международных стандартов, т.е. это могут быть в том числе и стандарты Центра Организации Объединенных Наций для Упрощения процедур торговли и электронных деловых операций (СЕФАКТ/ООН) или стандарты Всемирной Таможенной Организация (ВТамО).
Предыдущие версии электронных сообщений могут быть также использованы, если только они поддерживают требования IAТА, а также требования Всемирной Таможенной Организации.
Для таких документов, как счет-фактура и упаковочные листы, в части которых нет международных соглашений, применяются такие электронные стандарты сообщений, которые соответствуют требованиям таможни или OAG и которые могли бы удовлетворить требованиям IАТА к технологии организации электронных грузовых бизнес-процессов.
IATA по предложениям заинтересованных сторон создало целевые группы для разработки стандартов с целью разработки трансграничных, мультимодальных и межотраслевых международных согласованных стандартов.
ООН через свой Центр по упрощению процедур торговли и электронному бизнесу поддерживает деятельность, направленную на улучшение ведения бизнеса, торговых и административных организаций в развитых странах и странах с развивающейся и переходной экономикой эффективно обмениваться товарами и оказывать соответственно эффективные услуги. Это достигается путем координации работы с другими международными организациями, такими как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТамО), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Комиссия ООН по праву и международной торговле (ЮНСИТРАЛ) и Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), в частности, в Контексте Меморандума о взаимопонимании для глобального упрощения партнерства для транспорта и торговли.
Обеспечение согласованности в развитии стандартов и рекомендаций с другими заинтересованными сторонами, в том числе международными, межправительственными и неправительственными организациями
В частности, для СЕФАКТ стандартов ООН эта согласованность достигается путем сотрудничества с Международной организацией по стандартизации (ISO), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Международным союзом электросвязи (МСЭ).
Концепция «Единого окна» и внедрение технологии ІАТА е-freight при обработке перевозки грузов на авиационном транспорте в Украине
Вопросы внедрения технологии ІАТА е-freight при обработке перевозки грузов на авиационном транспорте в Украине обсуждались во время заседания круглого стола на тему: «Внедрение технологий электронной обработки грузов по технологии ІАТА е-freight в Украине. Проблеммы и перспективы», который прошел 20 марта 2014 г. в г. Киеве по инициативе Общественного совета при Госавиаслужбе Украины.
В мероприятии приняли участие участники рынка авиационных перевозок грузов в Украине, которыми являются 28 аэропортов, более 50 агентств, имеющих Сертификат Госавиаслужбы Украины на право продажи авиаперевозок грузов, и более 80 авиакомпаний эксплуатантов авиатехники, объединенных в ассоциации по отраслевому принципу. В работе круглого стола приняли участие представители аэропортов, таких как «Борисполь» и аэропорт г. Львова им. Д. Галицкого; представители известных зарубежных компаний по организации перевозок грузов и представители отечественных агентств и авиакомпаний и руководители ассоциаций, объединяющих участников рынка авиационных перевозок, таких как Ассоциация «Аэропорты Украины», Ассоциация транспортно-экспедиторских и логистических организаций Украины «Укрвнештранс», Украинская авиационная транспортная ассоциация, Украинская логистическая ассоциация.
В ходе работы круглого стола рассматривались вопросы ускорения процедур информационного обмена, гармонизации нормативно-правовой базы по видам транспорта для обеспечения эффективной мультимодальности на международном и национальном уровнях, а также регламентирования отношений между субъектами технологической цепочки доставки грузов по принципу «от двери до двери».
Представители отечественных компаний (авиаперевозчиков, аэропортов, агентов и логистических операторов), которые приняли участие в дискуссии, отметили возможность и технологическую готовность к внедрению электронного документооборота в Украине, а также определили факторы, которые мешают этому.
Однозначно они отметили необходимость имплементации стандарта ІАТА е-freight и его нормативно-законодательного обеспечения путем внесения изменений в соответствующие законы, кодексы и другие нормативно-правовые документы.
Все эти предложения вошли в решение круглого стола, которое от Общественного совета при Госавиаслужбе Украины было направлено в КМУ, ВР, Министерство инфраструктуры, Госавиаслужбу Украины, Общественный совет при Министерстве инфраструктуры с предложением создать межведомственную рабочую группу по внедрению стандарта ІАТА е-freight и его нормативно-законодательному обеспечению в Украине.
На основании этих запросов КМУ дал поручение Министерству инфраструктуры Украины создать такую межведомственную рабочую группу.
ЯЦЕНКО Виктор, замглавы Общественного совета при Госавиаслужбе Украины,
координатор проекта по внедрению технологии e-freight в Украине
Источник: "ТРАНСПОРТ"