Вариации на тему: договор комиссии и ремонт
ДАНО: Товар был экспортирован по договору комиссии. Российский покупатель предъявил рекламацию. Комиссионеру. ТРЕБУЕТСЯ: Ввоз на гарантийный ремонт (ИМ.51 с некоторыми особенностями). Ввозит комиссионер, ремонтирует - комитент. ТЕПЕРЬ ПОДРОБНЕЕ: ВЭД-контракт, принадлежащий комиссионеру, содержит раздел «гарантии», в рамки которого укладывается данная операция, и НЕ содержит ссылок на договор комиссии – вообще. Ну, может, указан грузоотправитель, который и есть комитент, и он же – предприятие-производитель, которое должно выполнять ремонт. Договор комиссии содержит пункт, согласно которому комитент обязуется принимать свою продукцию для выполнения гарантийных обязательств. То есть, они оба просто обязаны сделать все, чтобы ремонт был действительно гарантийным. ВОЗМОЖНЫЕ МИНУСЫ СИТУАЦИИ: При оформлении ГАРАНТИЙНОГО ремонта (только не говорите мне, что согласно Кодексу гарантийного ремонта не бывает – бывает, на каждом шагу), так вот, при оформлении именно ГАРАНТИЙНОГО – мы обязаны привязываться к экспортному контракту и предъявлять свою экспортную ГТД, в подтверждение срока гарантии. А в ней, черным по самокопиру, написано, что контрактодержатель продавал НЕ СВОЕ. И неминуемо возникает вопрос: а имеет ли он, контрактодержатель, право заявлять от своего имени ввоз на ремонт и (самое болезненное) от своего имени выдавать ВЕКСЕЛЬ в соответствии с ПКМУ 1524????? Тем более, что контрактодержатель вынужден будет заявить, что непосредственным исполнителем ремонта будет другое предприятие. ВОЗМОЖНЫЕ ПЛЮСЫ СИТУАЦИИ: Подобная ситуация в моей практике уже была, но это был обычный, договорной ремонт через посредника. Была пара договоров: ВЭД «российский заказчик – наш посредник» и внутренний «наш посредник – наш же исполнитель». Обошлось. Всего лишь потребовали дополнительно заяву на переработку от исполнителя – кроме основной. И все оформление, в т.ч. вексель, все равно легло на посредника, хотя он сам ни одного винтика не винтил. И еще – при режиме переработки НЕТ ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, т.е. ЛЮБОЕ предприятие, ввозящее что-нибудь на ремонт, использует вексель согласно ПКМУ 1524 при оформлении ТОГО, ЧТО ЕМУ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ. Поэтому к праву собственности на товар можно бы и не придираться – а можно ли? ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Как правильно построить договорную основу этого ремонта? ВЭД-контракт + договор комиссии, ВЭД-контракт + просто внутренний договор (но как в этом случае оправдать БЕЗОПЛАТНЫЙ ремонт?), или как-то еще? Кто на самом деле имеет право на вексель в этом, конкретном случае? Нужно доказать, что посредник. А если нет – куда «пришить» комитента с векселем? В ПКМУ 1524 сказано «при ввезеннi (пересиланнi) вiдповiдно до режиму переробки на митнiй територiї України товарiв з метою ремонту, у тому числi гарантiйного, можуть за своїм рiшенням надавати митним органам простi векселi» – а ВВОЗИТ-то посредник! Комитент не может брать на себя эту операцию, российский покупатель с ним дела не имел и претензии предъявлял не ему. ----------------------------------------------------------- Если найдутся практики, у которых подобная ситуация уже была – буду очень благодарна за практический совет. И очень надеюсь на наших теоретиков, аналитиков, знатоков именно законодательной базы – сама я не разберусь. В первую очередь обращаюсь к Игорю (danilov777@yahoo.com) и к Вадиму (Днепропетровск). Кстати, Андрей Викторович - Вам это тоже может быть интересно. Или Вы не любитель создавать прецеденты «назло действующему законодательству»? Да шучу я! ;) В общем, надо разбираться. Я вернусь вечером. Поспорьте тут без меня, а?
Игорь: Пнд, Февраль 13, 2006 14:23
В чем проблема? С экономической точки зрения ремонт комиссионеру совсем ни к чему. Если конечно он не берет на себя соответствующие обязательства.
Елена: Втр, Февраль 14, 2006 10:20
Игорь, в том-то и дело, что ремонт должен взять на себя именно комиссионер, у комитента НЕТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРАКТА! И вопрос только в том, как ему взять на себя ремонт правильно...
Игорь: Втр, Февраль 14, 2006 11:48
У комитента и не может быть контракта, если он работает через комиссионера. Но если ремонт оговорен в д-ре, заключенном комиссионером, то комитент должен иметь возможность ввезти товар для ремонта на свое имя, без комиссинера. Я так думаю. Таможне-то какая разница, кто будет векселя выдавать?
Вадим: Втр, Февраль 14, 2006 13:13
А комиссионер и не проводит ремонт, он ввозит товар, декларирует, а векселя подает комитент (виконавець), передает товар для ремонта, получает после и вывозит в рамках контракта и дог. комиссии. Для россиян один отправитель, но для таможни их два, контрактодержатель и комитент, не нужно их разделять. Мое мнение.
Игорь: Втр, Февраль 14, 2006 14:00
Вадим, а зачем все это комиссионеру нужно? Если комитент способен нарисовать векселя, то он и подавно сможет заполнить ГТД! Суть комиссии - осуществление юридических действий от своего имени, но за счет комитента. например продать-купить товар. Но не ввезти на ремонт! Платно декларируют у нас БРОКЕРЫ. А то "комиссионер" будет просто брокером. Это не суть комиссии!
Олег: Втр, Февраль 14, 2006 16:35
Уважаемая Елена! Поздравляю Вас с Праздником, надеюсь, Вы любимы и счастливы, ну а деньги если не пришли то прейдут. Что касаемо Вашого вопроса то особо усугублять не надо. 1. Гарантийный талон выдавался производителем ему, и нести все убытки. Не поверите, в ГТ даже есть печать производителя или посередника, в случае если это товары машиностроения, но в любом случае место и название фирмы производящее ремонт там есть. 2.КОМИССИЯ произошла и умерла Вы продали товар как этого хотели все стороны, а гарантия в договоре может быть а может и не быть. Компенсация потерянной прибыли - да, ремонт - нет, есть производитель. 3.Для оформления предоставляют: а) гарантийный талон (договор) б) претензия в) акт ТПП и прочие документы по требованию инспектора там. С уважением, Олег Петрович
Елена: Втр, Февраль 14, 2006 21:26
Олег Петрович, кроме встречного поздравления с праздником - два встречных вопроса: 1) как привязать все, что Вы изложили к оформлению в режиме переработки в соотв. с приказом ДМСУ № 609? 2) как привязать это же - к требованиям ПКМУ 1524? А так - ничего... ;)
Игорь: Ср, Февраль 15, 2006 09:34
Ничего - что? ;)))
Вадим: Ср, Февраль 15, 2006 09:54
Возможно комиссионер не хочет светить производителя, так как теряет посредническую прибыль, по контракту обязательства по гарантии несет контрактодержатель, если не указано иное, возможно попробовать ссылку в контракте на гарантию производителя подкрепленную в договоре комиссии, но это спорно. Я бы, например, будь покупателем не интересовался гарантией производителя, я деньги плачу продавцу, вот пусть продавец и гарантирует, а как он будет ремонтировать у производителя это его дело. Считаю, нужно определить кто несет гарантию по вэд, далее гарант завозит и декларирует, если гарант продавец, то он завозит и декларирует переработку, но векселя выдает изготовитель - ремонтник. Если гарант изготовитель - то все в одни его руки.
Елена: Ср, Февраль 15, 2006 19:56
Вадим, специально к Вашему мнению - свежайшая ситуация. Не те, о ком я беспокоилась, другие, посерьезнее, и комиссионер-экспортер не наш, киевский. Комиссионер получил открепление к нам, в Харьков. Получил у нас в таможне "дозвил на переробку" - на СЕБЯ, по своему ВЭД-контракту. И, чтобы мороки меньше - попытался спихнуть вексель (который авалируется в банке и регистрируется в налоговой) - на КОМИТЕНТА, местного, нашего, завод, то есть. НЕ СМОГЛИ!!! Ни налоговая, ни таможня НЕ СУМЕЛИ "пришить" векселедателя к тем документам, которые подавались в обоснование выдачи векселя! Вот оно, понимаете? Они же просят под оформление векселя ВЭД-контракт, проформу (а она на КОМИССИОНЕРА, комитент всего лишь грузополучатель) и "дозвил на переробку" с целью ремонта, уже оформленный в таможне. Вот он и ответ. Сам пришел. Доказательство "от противного".
Вадим: Чт, Февраль 16, 2006 09:50
На мое скромное мнение это еще один недостаток в законодательстве, к своему сожалению останусь со своей точкой зрения. Комиссионер это посредник, способствующий товаро- и документообороту и получающий свое вознаграждение, он даже не собственник товара, исполняя функции производителя по ремонту он получает головную боль, которая заставит его сокращать объемы прямой работы, собственник и производитель товара должен сам нести ответственность по гарантии своего товара и значит должен иметь механизмы его импорта для ремонта, причем через посредника-продавца, который ему обратно привезет товара и оформит бумаги, получит отремонтированный и вывезет без привлечения своих средств, в том числе и вексельных. В данной ситуации следут к контракту с гарантией прилагать договор комиссии и на этом основании привязывать собственника -изготовителя к векселям за ремонт. Ну, на мой взгляд, это правильнее по духу :) Всего Вам хорошего в неустанной борьбе за истину ! :)
Елена: Чт, Февраль 16, 2006 11:07
Вадим, особенность режима переработки на территории Украины: со стороны резидентов - СОБСТВЕННИКОВ НЕТ ;) И именно это - выход! А ремонтный (как и давальческий) вексель - это не отсрочка платежа, а всего лишь "разновидность финансовой гарантии", об этом даже ДМСУ разъяснения издавала. Бывает с ними и такое... ;)
Марина: Втр, Март 07, 2006 21:31
Здравствуйте Елена была подобная ситуация заяву на переработку оформляет комиссионер вексель выдает комитент (есть письмо ГТСУ относительно этого, не помню номер правда, касается импорта но наша таможня им руководствуется). тут ситуация такая - ввозит комиссионер, декларировать может комитент ремонт регулируется договором комиссии делее - после ремонта - декларации экспорт 10 и экспорт 10 ВТ.( у нас обычно комитент их и оформляет) вексель комитента забивается в ГТД, остальные сборы может оплачивать комиссионер. лучше ВЭД - контракт + договор комиссии. у нас ни в одном ВЭД договоре не нет ссылки на комитента и ничего, ввозим, ремонтируем, в .т.ч и по рекламации
Елена: Чт, Март 09, 2006 20:40
Марина, Вы подтвержадаете худшие из моих догадок... :( Зато теперь я знаю, что в Одессе тоже бывает ремонт ;)
Добавить комментарий