ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМПОРТНОГО ТОВАРА
Зачем при таможенном оформлении импорта товаров определяется страна их происхождения
Как известно, страна происхождения оказывает существенное влияние на величину таможенной пошлины, взимаемую при ввозе товаров на таможенную территорию Украины. В частности, Законом Украины от 05.02.92 № 2097-XII "О Едином таможенном тарифе" ввозная таможенная пошлина начисляется на товары и предметы при их ввозе в Украину по таким ставкам:
- к товарам и другим предметам, которые происходят из стран или экономических союзов, пользующихся в Украине режимом наибольшего благоприятствования, применяются льготные ставки, предусмотренные Единым таможенным тарифом Украины;
- к остальным товарам и предметам применяются полные (общие) ставки ввозной таможенной пошлины, предусмотренные Единым таможенным тарифом Украины;
Кроме указанных, в законе предусмотрено применение еще преференционных ставок ввозной таможенной пошлины, которые в настоящий момент не используются. Применение таких ставок предполагается в отношении товаров (предметов), происходящим из стран, которые входят вместе с Украиной в таможенные союзы или образуют с ней специальные таможенные зоны, а также при установлении какого-либо специального преференционного таможенного режима согласно международным договорам с участием Украины.
Согласно международным договорам Украины при торговле со странами, с которыми заключены соглашения о свободной торговле, а также со странами Балтии применяется освобождение от уплаты таможенной пошлины. Если договорами о свободной торговле для освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрено выполнение ряда условий (могут быть установлены условия прямой закупки, прямой отгрузки, прямой транспортировки, обязательное подтверждение страны происхождения путем предоставления сертификата формы СТ-1 или, в установленных случаях, EUR-1, EUR-2), то льготные ставки таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из стран или экономических союзов, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования, применяются независимо от страны закупки и страны отправления указанных товаров. В этой ситуации важно определить только факт, из какой страны происходит импортный товар.
Международная практика относительно определения страны происхождения товаров
Итак, определение страны происхождения товаров является важнейшим элементом таможенно-тарифного регулирования, однако, в сравнение с другими аспектами таможенно-тарифного регулирования, этот элемент в меньшей степени был подвергнут унификации на международном уровне. Вопросы определения страны происхождения частично были урегулированы в Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (эта конвенция получила более распространенное название, как Киотская конвенция).
Киотской конвенцией были установлены три основных критерия для определения страны происхождения: критерий переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен перечень товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен.
Под "страной происхождения товаров" в Киотской конвенции понимается страна, в которой эти товары были произведены или изготовлены, согласно критериям, установленным для целей применения Таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других отраслевых норм. Товары, полностью произведенные в определенной стране, рассматриваются конвенцией как имеющие место происхождения в этой стране. Товары, полностью произведенные в определенной стране, могут включать в себя только следующие категории:
(а) полезные
ископаемые, добытые из недр этой страны, в ее
территориальных водах или на ее морском дне;
(b) продукция растительного
происхождения, выращенная или собранная в этой
стране;
(с) животные, появившиеся на свет
и выращенные в этой стране;
(d) продукция животного
происхождения, полученная в этой стране;
(e) продукция охотного или
рыболовного промысла в этой стране;
(f) продукция морского
рыболовного промысла и другая продукция
морского происхождения, полученная в результате
промысла судном этой страны;
(g) продукция, полученная на борту
рыбоперерабатывающего судна этой страны
исключительно из видов продукции, перечисленных
в пункте (f) выше;
(h) продукция, полученная из
морского дна или недр за пределами
территориальных вод этой страны, при условии что
означенная страна имеет эксклюзивные права на
освоение такого морского дна или недр;
(ij) лом и отходы производства и
переработки, а также бывшие в употреблении
изделия, собранные в этой стране и приемлемые
только для переработки сырья;
(k) товары, изготовленные в этой
стране исключительно из продукции, указанной в
пунктах (а)-(ij).
В тех случаях, когда производство товаров осуществляется при участии как минимум двух стран, происхождение этих товаров должно определяться в соответствии с критерием существенной переработки. При применении критерия существенной переработки предусмотрено использование Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
В тех случаях, когда критерий существенной переработки выражается в процентном отношении к общей стоимости товаров, значения стоимости, которые необходимо учитывать, включают в себя следующее:
- в случае с ввозимыми материалами - облагаемая пошлиной цена в момент ввоза, либо, в случае с материалами не установленного происхождения, - первая документально подтвержденная цена, уплаченная за них на территории страны, в которой они были изготовлены; и
- в случае с произведенными товарами - цена франко-завод или цена в момент вывоза, в соответствии с положениями национального законодательства.
Операции, которые не обеспечивают получение основных характеристик или свойств товаров либо обеспечивают их лишь в незначительной степени, и, в частности, операции, включающие в себя одну или несколько операций из нижеприведенного списка не должны рассматриваться в качестве существенных операций по производству или переработке товаров:
(а) операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров во время транспортировки или хранения;
(b) операции по улучшению упаковки или коммерческой пригодности товаров или их подготовке к транспортировке, включающие в себя дробление сыпучих грузов, группировку упаковок, сортировку и классификацию, повторную упаковку;
(с) простейшие сборочные операции;
(d) смешивание товаров различного происхождения, при условии что характеристики полученной продукции в основном не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Также, Киотской конвенцией были предусмотрены особые случаи определения страны происхождения товаров. Они касаются принадлежностей, запасных частей и приспособлений, используемых в машинах, устройствах, агрегатах или транспортных средствах. Установлено, что такие принадлежности и части должны считаться имеющими то же происхождение, что и указанные машины, устройства, агрегаты или средства, при условии их ввоза и продажи в совокупности с означенными машинами, устройствами, агрегатами или средствами и их соответствия по комплектации и количеству обычно используемым принадлежностям, запасным частям и приспособлениям.
Что касается несмонтированного или демонтированного товарного изделия, которое ввозится как минимум двумя партиями груза ввиду нецелесообразности его ввоза одной партией по причинам транспортного или производственного характера, установлено, что по запросу импортера такие изделия должны рассматриваться как одно изделие для целей определения его происхождения.
Для целей определения происхождения упаковки должны считаться имеющими то же происхождение, что и содержащиеся в них товары, за исключением случаев, когда национальное законодательство страны ввоза предусматривает их отдельное декларирование для целей удержания Таможенного тарифа. В этом случае происхождение упаковок должно определяться отдельно от происхождения товаров. Для целей определения происхождения товаров в тех случаях, когда упаковки считаются имеющими то же происхождение, что и товары, необходимо учитывать только те упаковки, в которых эти товары обычно реализуются предприятиями розничной торговли, особенно в тех случаях, когда применяется метод определения процентного соотношения.
В качестве документов, подтверждающих происхождение товаров, Киотской конвенцией предусмотрено использование:
"свидетельства о происхождении товаров" (специальный бланк с описанием товаров, в котором государственная организация или орган, уполномоченный на выдачу означенного бланка, однозначно удостоверяет, что товары, на который оформлено указанное свидетельство, имеют место происхождения в определенной стране. Это свидетельство также может включать в себя декларацию изготовителя, производителя, поставщика, экспортера или иного компетентного лица);
"удостоверенной декларации о происхождении товаров" ("декларацию о происхождении товаров", удостоверенную государственной организацией или органом, наделенным соответствующими полномочиями);
"декларация о происхождении товаров" (адекватное заявление о происхождении товаров, сделанное в связи с их вывозом изготовителем, производителем, поставщиком, экспортером или иным компетентными лицом на коммерческом счете или любом другом документе, имеющем отношение к означенным товарам).
Конвенцией предусмотрено, что представление документов, подтверждающих происхождение товаров, является обязательным только в тех случаях, когда это необходимо для применения льготных таможенных пошлин (за исключением установленных случаев), мер экономического или торгового характера, предпринимаемых в одностороннем порядке либо в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, либо мер, предпринимаемых в целях обеспечения здоровья населения или общественного порядка.
И, наконец, Киотская конвенция предусматривает возможность проверки документов, подтверждающий происхождение товаров. Такая проверка может осуществляться по запросам таможенных администраций к компетентным государственным органам страны, на территории которой был выдан этот документ, в следующих случаях:
(а) если имеются
достаточные основания для того, чтобы усомниться
в подлинности документа;
(b) если имеются достаточные
основания для того, чтобы усомниться в
достоверности сведений, приведенных в
означенном документе;
(с) для проведения выборочной
проверки.
Любая компетентная государственная организация, получившая запрос на проведение проверки, должна дать ответ на этот запрос после самостоятельного проведения необходимых проверок или после проведения необходимых проверок другими государственными административными организациями или органами, наделенными соответствующими полномочиями.
Украина не присоединилась к Киотской конвенции, в связи с чем эта конвенция неприменима в практике таможенного оформления ввозимых в Украину товаров и предметов. Вместе с этим, ее положения довольно широко используются в практике таможенного оформления импортных товаров, поскольку ряд разъяснений Гостаможслужбы Украины частично "дублируют" ее положения.
Как подтвердить страну происхождения товаров
Для получения более детальной картины относительно определения страны происхождения товаров проанализируем разъяснительные письма Гостаможслужбы Украины по данному вопросу (таблица 1).
Таблица 1
Письмо Гостаможслужбы Украины | Краткое содержание документа |
---|---|
от 18.06.97 № 11/2-5722 |
В отношении товаров, которые импортируются их стран, с которыми подписаны торгово-экономические соглашения с предоставлением режима наибольшего благоприятствования или национального режима, а также из других стран, страна происхождения определяется согласно с правилами установленными Законом Украины от 05.02.92 № 2098-ХII "О Едином таможенном тарифе" и Декретом КМУ от 11.01.93 № 4-93 "О Едином таможенном тарифе Украины". Страна происхождения определяется на основании товаросопроводительных документов, маркировки и других документов, которые могут подтверждать происхождение товаров. |
от 10.03.98 № 21/1-428-ЕП | Сертификаты
о происхождении в которых происхождение товара
указано как "Европейское Содружество",
рассматриваются как документы, которые
подтверждают происхождение товаров из
конкретной региональной группировки стран, а
именно ЕС (Австрия, Бельгия, Великобритания,
Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,
Нидерланды, Люксембург, Португалия, Финляндия,
Франция, Германия, Швеция). |
от 15.02.2000 № 21/3-465-ЕП |
Вопросы
происхождения товаров, таможенное оформление
которых завершено, не пересматриваются, если
иное не предусмотрено международными
соглашениями, составленными Украиной. |
от 10.07.2002 № 11/6-14.1-6021-ЕП |
В таможни направлены рекомендации относительно проверки правильности определения страны происхождения товаров "группы риска". |
Внесение поправок для однозначного толкования рекомендаций относительно проверки правильности определения страны происхождения товаров "группы риска", изложенных в письме Гостаможслужбы Украины от 10.07.2002 № 11/6-14.1-6021-ЕП. |
Как видим, разъяснений Гостаможслужбы Украины относительно определения страны происхождения не много. Отметим также, что в межгосударственных соглашениях, участницей которых является Украина, и на основании которых Украина применяет той или иной стране национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, отсутствуют какие-либо рекомендации или указания относительно определения страны происхождения товаров.
Рассмотрим детально положения разъяснений Гостаможслужбы Украины от 10.07.2002 № 11/6-14.1-6021-ЕП и от 15.08.2002 № 11/7-14.1-7228-ЕП. В этих документах содержатся рекомендации относительно проверки правильности определения страны происхождения товаров. В частности, установлено, что достаточным основанием подтверждения происхождения товаров из конкретной страны является указание экспортером (отправителем) товара сведений о стране происхождения товара в документах (счете-фактуре, счете-проформе, товарных накладных, упаковочных листах, отгрузочных спецификациях, сертификатах о происхождении, перемещения формы EUR, соответствия, качества, фитосанитарному, ветеринарному и т.д., таможенной декларации страны экспорта, письменного заявления экспортера (отправителя)) и др., которыми сопровождается товар, или наличие сертификата о происхождения товара "Certifiсate of origin" независимо от формы такого сертификата.
Если такая информация отсутствует, допускается установление страны происхождения на основании информации (бирках, ярлыков, этикеток, маркировки и т.д.), которая содержится непосредственно на товаре, или имеет отношение к нему (паспорта, техническая документация, заключения экспертизы и др.), что осуществляется на основании проведения таможенного досмотра, с составлением акта о проведении таможенного досмотра.
Если на товаре содержатся другие сведения о стране происхождения, чем те, которые указаны в сопроводительных документах, то страна происхождения товара должна подтверждаться сертификатом.
Если же на товаре или в документах, которыми сопровождается товар, содержатся другие сведения о стране происхождения товара, чем те, которые указаны в сертификате, то страна происхождения определяется на основании данных сертификата. В таких случаях таможне необходимо предоставлять письменное пояснение органа, выдавшего сертификат или экспортера (производителя) товара, о причинах такого расхождения в сведениях о происхождении товара. Если такое пояснение не предоставлено импортером, то происхождение товара определяется на основании маркировки товара.
Письмом также установлено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара подтверждение страны происхождения должно осуществляться сертификатом, а спорные вопросы определения страны происхождения товара должны решаться в соответствии с положениями статьи 18 Закона Украины "О Едином таможенном тарифе".
Блок–схема проверки правильности определения страны происхождения товаров с учетом положений письма Гостаможслужбы Украины от 10.07.2002 № 11/6-14.1-6021-ЕП представлена на схеме 1.
Что может измениться со вступлением в действие нового ТК Украины
Несмотря на то, что вступление нового ТК Украины перенесено на 01.01.2004 року, хотелось бы "озвучить» некоторые его положения относительно определения страны происхождения товаров.
Хотелось бы обратить ваше внимание но то, что по новому ТК Украины (статья 282) в случаях, когда в документах при ввозе товаров, которые представляются для таможенного оформления, нет сведений о происхождении товаров или у таможенного органа есть достаточные основания считать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров, сертификат о происхождении товара предоставляется обязательно. То есть, исходя из статьи кодекса, декларант должен как минимум представить в документах для таможенного оформления товаров сведения о происхождении товаров. Также заметим, что Акт о проведении таможенного досмотра не является документом, который предоставляется декларантом для таможенного оформления, и этот документ составляется инспектором таможни в процессе проведения таможенного досмотра товаров, акт даже не заносится в графу 44 грузовой таможенной декларации. Исходя из этого напрашивается простой вывод: если сегодня страна происхождения может быть определена на основании маркировки, нанесенной на товар (в процессе таможенного досмотра товаров, с обязательным составлением таможней Акта о проведении таможенного досмотра), то после вступления в действие нового ТК Украины, если страна происхождения не будет указана в документах, представленных для таможенного оформления, предполагается обязательное предоставление декларантом сертификата о происхождении товара.
Интересны положения постановления Кабинета Министров Украины от 12.12.2002 № 1864 "Об утверждении Порядка определения страны происхождения товара, который перемещается через таможенную границу Украины", которое принято во исполнение статьи 277 нового ТК Украины. Заметим, что это первый в Украине нормативно-правовой акт, который определяет порядок определения страны происхождения товаров.
Постановлением установлено, что декларант определяет страну происхождения товара на основании сертификата о происхождении товара или декларации о происхождения товара. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление (на коммерческом счете или другом товаросопроводительном документе) о стране происхождения товара, сделанное производителем или экспортером и заверенное ими или органом, уполномоченный выдавать сертификаты.
В случае, когда в декларации о происхождении товара и в других документах, которые предоставляются таможне для осуществления таможенного оформления, есть расхождения в сведениях о стране происхождения товара или таможенным органом установлены другие сведения о стране происхождения товара, чем те, которые указаны в декларации, декларант имеет право предоставить в таможню для подтверждения сведений о заявленной стране происхождения товара сертификат или дополнительные сведения, на основании которых соответственно таможенным органом определяется страна происхождения товара.
Дополнительными сведениями о стране происхождения являются сведения, которые содержатся в товарных накладных, упаковочных листах, отгрузочных спецификациях, сертификатах (соответствия, качества, фитосанитарных, ветеринарных и др.), таможенной декларации страны экспорта, которыми сопровождается товар, а также в паспортах, технической документации, заключениях-экспертизах таможенных и других уполномоченных органов, других материалах, которые могут быть использованы для подтверждения сведений о стране происхождения товара.
Предлагаю вашему вниманию блок–схема проверки правильности определения страны происхождения товаров с учетом положений ПКМУ от 12.12.2002 № 1864 (схема 2) для сравнения с ныне действующим порядком.
Рекомендации для субъектов ВЭД при импорте товаров в Украину.
Согласно с действующими в Украине правилами, заявление сведений об импортных товарах в таможенный орган осуществляется на основании товаросопроводительных документов, которые поступили вместе с товарами. Учитывая, что товары в своем преимуществе поступают в опломбированных транспортных средствах (или контейнерах), груз для декларанта, фактически, представляет собой "черный ящик". В таком случае некорректное составление грузоотправителем товаросопроводительных документов не всегда дает возможность определить характеристики товара, необходимые для заполнения грузовой таможенной декларации (в частности, страну происхождения товара). Особенно это характерно для автомобильных и железнодорожных перевозок.
Исходя из этого, оптимальным вариантом для декларанта, является предоставление сертификата о происхождении товара, который рассматривается таможней в качестве основного подтверждающего страну происхождения документа и должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий начисления льготной ставки таможенной пошлины. Сертификат о происхождении предоставляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления импорта товаров.
Страна происхождения товара определяется также и по другим документам, таким как счет-фактура, счет-проформа, товарные накладные, упаковочные листы, отгрузочные спецификации и т.д. В таких случаях рекомендуется ориентировать экспортера (отправителя) на необходимость указания в "коммерческом" или другом документе информации о стране происхождения каждого конкретного товара. Обязательным условием в таких случаях является совпадение данных, указанных в товаросопроводительных документах с фактическими данными, установленными таможенным органом при осуществлении таможенного досмотра.
В остальных случаях допускается установление страны происхождения на основании информации (бирках, ярлыков, этикеток, маркировки и т.д.), которая содержится непосредственно на товаре, или имеет отношение к нему, что осуществляется в процессе проведения таможенного досмотра инспектором таможни, с составлением акта о проведении таможенного досмотра. Хотелось бы отметить, что это не самый лучший вариант, поскольку Порядок осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением грузовой таможенной декларации (приказ Гостаможслужбы Украины от 14.10.2002 № 561) предусматривает проведение таможенного досмотра только на шестом этапе оформления декларации, а инициирование таможенного досмотра требует определенных временных затрат и получения на то соответствующего решения начальника оперативного подразделения.
К изложенному хотелось бы добавить, что для определения страны происхождения товаров декларант имеет еще одну возможность. Речь идет об идентификационном досмотре, порядок проведения которого утвержден приказом Гостаможслужбы Украины от 01.04.2002 № 174. Исходя из положений утвержденного порядка, до заполнения грузовой таможенной декларации на импорт, декларант имеет право обратиться в таможенный орган с заявлением о предоставлении разрешения на проведение идентификационного осмотра товаров. По результатам проведения идентификационного осмотра декларантом составляется соответствующий акт, который впоследствии указывается в графе 44 грузовой таможенной декларации. Отметим, что утверждение Гостаможслужбой Украины порядка осуществления идентификационного осмотра является существенным шагом на пути упрощения декларирования и таможенного оформления товаров, а возможность проведения такого осмотра дает возможность декларанту определить всю необходимую информацию об импортных товарах для их дальнейшего декларирования. Кстати, Порядком осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением грузовой таможенной декларации установлено, что в случаях, когда декларантом осуществлялся идентификационный осмотр товаров, таможенный досмотр осуществляется только при наличии достаточных оснований считать, что товары перемещаются с нарушением действующего законодательства Украины.
В.Науменко
НТФ "Интес"
Опубликовано в журнале "Митний
брокер" № 1 (68). 2002. - С. 77-87
Схема 1. Проверка правильности определения страны происхождения товара на основании писем ГТСУ от 10.07.2002 № 11/6-14.1-6021-ЕП и от 15.08.2002 № 11/7-14.1-7228-ЕП)
Схема 2. Проверка правильности определения страны происхождения товара на основании ПКМУ от 12.12.2002 № 1864