ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
от 20.03.2006 г. | N 108/2/22-5012 |
---|
Комитету Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности |
Государственная налоговая
администрация Украины по результатам
рассмотрения письма Комитета по вопросам
финансов и банковской деятельности <...>
относительно предоставления разъяснения <...>
по вопросу начисления ООО <...> пени за
нарушение сроков расчетов в сфере
внешнеэкономической деятельности <...>
сообщает следующее.
В ходе проведения налоговыми органами проверки ООО <...> (код ЕГРПОУ <...>) по вопросу соблюдения требований валютного законодательства по договору от 01.07.2004 N РIК20040630 обществом не представлена к проверке надлежащим образом оформленная ГТД типа IM-40, в связи с чем после истечения законодательно установленных сроков ввоза товаров на таможенную территорию Украины была начислена пеня, предусмотренная статьей 4 Закона Украины от 23.09.94 N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте".
Указанный Закон не ставит взыскание пени за нарушение законодательно установленных сроков расчетов в зависимость от причин, по которым эти сроки нарушены. Основанием для применения установленных Законом санкций является только факт нарушения срока зачисления выручки в иностранной валюте или поступления импортного товара.
На данный момент начисление пени за нарушение сроков расчетов по импортным операциям производится без ограничения сроков и ее размера. Основанием для прекращения начисления пени является только наличие принятого судом, МКАС при ТПП Украины решения относительно удовлетворения иска о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения им сроков расчетов, предусмотренных экспортно-импортными контрактами и валютным законодательством Украины.
Согласно статье 13 Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.93 N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля", Национальный банк Украины является главным органом валютного контроля, который осуществляет контроль за исполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не отнесенным данным Декретом к компетенции других государственных органов, а также обеспечивает выполнение уполномоченными банками функций по осуществлению валютного контроля согласно данному Декрету и другим актам валютного законодательства Украины.
В соответствии с п. 3.3 Инструкции о порядке осуществления контроля и получения лицензий по экспортным, импортным и лизинговым операциям, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.99 N 136, банк снимает импортную операцию резидента с контроля после предъявления последним документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнение работ, предоставление услуг. Если данным документом является ГТД, то банк снимает операцию с контроля при наличии информации об этой операции в реестре ГТД.
С учетом изложенного для практического применения статьи 2 Закона Украины от 23.09.94 N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" датой импорта считается дата поступления товара на таможенную территорию Украины после фактического пересечения таможенной границы Украины при обязательном наличии ГТД типа IM-40, оформленной в соответствии с требованиями п. 8 Положения о грузовой таможенной декларации.
Указанная позиция подтверждается постановлением Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 30.06.2005 по делу N 3/122, подтверждающим правомерность принятия налогового уведомления-решения от 21.01.2005 N 0000062304/0/2208 о взыскании с ООО <...> 17465,89 грн. пени за нарушение сроков расчетов в сфере ВЭД.
Необходимо указать, что на сегодняшний день действующим законодательством по вопросам валютного регулирования и валютного контроля не определены действия налоговых органов в случае уменьшения суммы стоимости товаров, если в ходе исполнения обязательств по внешнеэкономическому договору товары были уничтожены, украдены или утеряны.
В то же время следует отметить, что Государственная налоговая администрация Украины обращалась по указанному вопросу в Министерство финансов Украины и Министерство экономики Украины, а также неоднократно принимала участие в обработке проекта Закона Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" <...>, в котором объединены действующие на сегодня ДКМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", а также учтен практический опыт работы в сфере валютного регулирования и валютного контроля, с целью устранения ряда недостатков законодательства, имеющих место на сегодняшний день.
В частности, данным законопроектом предусмотрено ограничение начисления пени за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности до размера не полученной резидентом выручки в иностранной валюте или таможенной стоимости недопоставленной продукции, уменьшение поступления валютной выручки в связи с несоответствием количественных или качественных характеристик экспортированного товара, а также определен порядок действий в случае уменьшения суммы стоимости товаров, если товары были уничтожены или украдены.
Кроме того, при рассмотрении проекта Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" <...> ГНА Украины было предложено применять ограничение начисления пени как по экспортным, так [и] по импортным операциям.
С учетом вышеуказанного решение вопроса, указанного в обращении <...>, возможно только после принятия Верховной Радой Украины проекта Закона Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" <...> или проекта Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте " <...>.
Заместитель Председателя | Б. Горбанский |