ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМIНIСТРАЦIЯ УКРАЇНИ
ЛИСТ
вiд 14.09.2000 р. | N 5162/6/12-0116 |
---|
Асоцiацiї "Перша Фондова Торговельна Система" |
Про розгляд листа
У вiдповiдь на ваш лист вiд 11.08.2000 N 227 щодо пропозицiй Ради Асоцiацiї "ПФТС" стосовно внесення змiн до Порядку виконання мiжнародних договорiв України про уникнення подвiйного оподаткування щодо звiльнення (зменшення) вiд оподаткування доходiв iз джерелом їх походження з України, затвердженого постановою Кабiнету Мiнiстрiв України вiд 18 травня 2000 року N 825, повiдомляємо, що на сьогоднi внесенi Державною податковою адмiнiстрацiєю України змiни та доповнення до вказаного Порядку погоджуються з зацiкавленими мiнiстерствами згiдно з законодавчо встановленим порядком.
До прийняття остаточного рiшення про внесення змiн до постанови вiд 18 травня 2000 року N 825 її дiя призупинена постановою Кабiнету Мiнiстрiв України вiд 06.09.2000 N 1397.
Заступник Голови | Шитря |
АССОЦИАЦИЯ "ПЕРВАЯ ФОНДОВАЯ ТОРГОВАЯ СИСТЕМА"
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
от 15.08.2000 г. |
---|
КМ Украины Администрации Президента ГНА Украины ГКЦБФР Госкомитету по вопросам регулятивной политики и предпринимательства |
Уважаемые господа!
Оценивая по достоинству стремление правительства способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, привести в рамки международного законодательства условия инвестирования в отечественную экономику, обращаем ваше внимание на то, что конкретные шаги зачастую приводят к прямо противоположным результатам.
Речь идет о постановлении Кабинета Министров Украины N 825 от 18 мая 2000 г., которым утвержден Порядок освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источниками их происхождения в Украине согласно международным договорам Украины об устранении двойного налогообложения (далее - "Порядок").
Этот документ был призван установить эффективную процедуру реализации инвестором прав, предусмотренных международными договорами. Вместо этого рынку предложена громоздкая и сложная система для ловли тех, кто может попытаться незаконно воспользоваться этими правами. Настолько сложная, что отпугивает от ее прохождения всех без исключения.
Даже поверхностный анализ установленных постановлением процедур и правил позволяет сделать вывод, что его применение приведет к следующим последствиям:
- снижению инвестиционной привлекательности экономики Украины для иностранных инвесторов;
- вытеснению финансовых потоков из Украины, прежде всего, в оффшорные зоны;
- созданию благоприятной среды для роста коррумпированности органов государственной власти;
- дискредитации способности Украины надлежащим образом выполнять условия межправительственных соглашений, интегрироваться в мировое сообщество.
Детализируя приведенные выводы, мы хотим обратить Ваше внимание на некоторые последствия установленных процедур, делающих трудным, а то и невозможным выполнение требований документа, а значит и получение налоговых льгот.
1. Документы для получения льгот (заявление и пр.) предоставляются на украинском языке. Однако, утвержденная форма этих документов требует заполнения их определенных частей "компетентным налоговым органом иностранного государства" и заверения его соответствующим уполномоченным лицом такого органа. Вызывает большое сомнение, что в налоговых органах многих государств, с которыми Украина заключила договоры об устранении двойного налогообложения, найдутся специалисты, готовые подписаться под текстом на непонятном для них языке. И это сводит на нет реальность получения льгот уже с самого начала - с момента оформления документов.
2. Как в первой так и во второй частях Порядка предусмотрено оформление документов отдельно по каждому контракту. Учитывая особенности фондового рынка, это в первую очередь ударит по инвесторам, располагающим большим количеством ценных бумаг различных эмитентов. Им придется множество раз получать и подавать заявления.
3. Заявление рассматривается хотя и в сравнительно небольшой, но все-таки существенный срок - 10 дней. Для фондового рынка такой срок является слишком длительным и делает крайне затруднительным оперативное движение капитала, особенно иностранного происхождения, его быстрое вложение в ценные бумаги и изъятие из них. Кроме того, вероятность положительного решения по истечении этого срока не 100 %-ая.
4. Процедура принятия решения о предоставлении льгот не определена однозначно. Нет исчерпывающего перечня требований, прозрачного алгоритма принятия решения. Производится проверка "соответствия данных, указанных в заявлении... фактическим данным и соответствующему международному договору". Таким образом, повышается вероятность неправильного, предвзятого решения. Как свидетельствует небольшая пока история украинского фондового рынка, любой конфликт инвестора с государственным органом (Motorola, Днепрошина) в геометрической прогрессии снижает доверие других инвесторов к этой стране. Здесь же конфликт предусмотрен изначально.
5. Решение принимается руководителем органа государственной налоговой службы или его заместителем. Это - место для субъективного подхода, вероятность принятия предвзятых решений, возложение на государственных налоговых служащих несвойственных им экспертных функций.
6. Процедура последующего возмещения, по сути, является для инвестора бесплатным и высокорисковым кредитованием государственного бюджета. Вначале он должен уплатить налоги по базовым ставкам и только потом ожидать их уменьшения и выплаты компенсации (при условии получения необходимых документов, принятия правильного решения, наличия денег в бюджете). При этом процедура выплаты компенсации отсутствует, не говоря уже об учете инфляционных, валютных и других рисков, которые могут свести к нулю полученные льготы.
7. Процедура последующего возмещения применяется почему-то к тем видам доходов, которые имеют значительный удельный вес (доходы от отчуждения имущества и т. п.), создавая тем самым обширный источник кредитования бюджета. И наоборот, процедура предварительного освобождения применяется к доходам, которые в Украине сейчас практически не встречаются (дивиденды, проценты от ОВГЗ).
Учитывая существующие приоритеты и фактическое состояние украинской экономики, считаем, что использование Порядка в существующем виде недопустимо. В ближайшее время он должен быть отменен полностью, либо его действие приостановлено.
При регулировании данного вопроса следует вернуться либо к предыдущему состоянию, либо провести всесторонний анализ проблемы и совместно с представителями бизнеса выработать процедуры, которые обеспечат достижение действительно необходимых результатов, а не будут тормозить инвестиционные процессы.
Со своей стороны заверяем, что готовы принять участие в такой работе, предоставить необходимую информацию и конкретные предложения.
Мы не хотим, чтобы, обходя требования отдельного необдуманного документа, инвестор обходил целую страну с названием Украина.
Открытое письмо принято 04.08.2000 г. Советом Ассоциации "ПФТС" ("Альфа Капитал", Банк "Приватбанк", Вуд энд Компани, "Абсолют-инвестментс", Банк "Южный", Банк "Первый украинский международный банк", ИНЭКО, "Керамет Инвест", КИНТО, "Полар-Инвест", "Проспект инвестментс", РОМ, "Сигма-фонд", "Сократ", "Тект"), выступающим от имени более чем 200 профессиональных участников украинского финансового рынка.