ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 19.11.98 г. N 12532/11/16-1114


     Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела предложения относительно внесения изменений в ст. 12 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. N 857 "О некоторых вопросах налогообложения", а также соответствующий проект Указа Президента Украины и сообщает.

     Абзацем вторым ст. 12 вышеупомянутого Указа в целях ограничения объемов бартерных (товарообменных) операций установлено, что при осуществлении таких операций на территории Украины налог взимается по полной ставке, в том числе при обмене товарами (работами, услугами), операции по продаже которых освобождаются от налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке.

     Учитывая указанную норму относительно налогообложения бартерных операций, в Государственном бюджете было учтено поступление налога на добавленную стоимость по таким операциям.

     Предложение относительно установления нормы, согласно которой не возникают налоговые обязательства при обмене товарами, которые облагаются налогом по нулевой ставке (уголь, импортированный газ, электроэнергия), в случае если один вид товара отгружен до вступления в силу этого Указа, а другой - после этой даты, Государственной налоговой администрацией Украины в условиях чрезвычайно сложной ситуации с формированием доходной части Государственного бюджета не может быть поддержано, поскольку будет приводить к значительным потерям Государственного бюджета в течение длительного времени, так как кредиторская и дебиторская задолженности по бартерным (товарообменным) операциям составляют значительные суммы (только у энергопредприятий задолженность по состоянию на 1 октября 1998 года составила 3,6 млрд. грн., по которой потери налога на добавленную стоимость будут превышать 0,7 млрд. грн.).

     По мнению Государственной налоговой администрации Украины, затронутый вопрос можно урегулировать путем предоставления отсрочки по уплате сумм налога на добавленную стоимость, которые возникнут по таким операциям, которые в дальнейшем могут быть погашены за счет будущих сумм налогового кредита.

     Что касается предложения относительно нераспространения действия абзаца второго ст. 12 упомянутого Указа при проведении бартерных операций в случае, если одной из сторон является лицо, не являющееся налогоплательщиком в соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость", а также бюджетное учреждение. Государственная налоговая администрация Украины также не может его поддержать, поскольку это приведет к возможности не применять нормы упомянутого абзаца при продаже всей продукции (а не только освобожденной от налогообложения или облагаемой налогом по нулевой ставке) широкому кругу покупателей, что, в свою очередь, приведет к значительным потерям Государственного бюджета.

     Вместе с тем, учитывая то, что в отдельных случаях по решениям Правительства Украины проводятся взаимозачеты по погашению задолженности бюджетных учреждений (организаций) за товары (работы, услуги), которые освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость или облагаются налогом по нулевой ставке, путем погашения плательщикам налога на добавленную стоимость - поставщикам этих товаров (работ, услуг) задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, Государственная налоговая администрация Украины считает возможным путем принятия Указа Президента Украины установить, что такие операции, которые проводятся по отдельным решениям Кабинета Министров Украины, в целях обложения налогом на добавленную стоимость не расцениваются как бартерные (товарообменные) операции.

Заместитель Председателя Г. Оперенко
Copyright © 2024 НТФ «Интес»
Все права сохранены.