Анализ исполнения приказов ГТСУ 1205 и 1242
Уважаемые коллеги! Рабочая группа по таможенной стоимости Общественного совета при ГТСУ к 23.11 проводит анализ исполнения таможнями на местах и их сотрудниками приказов ГТСУ 1205 (часовые рамки) и 1242 (вопросы таможенной стоимости) с целью предоставления обобщенной информаци председателю ГТСУ. В связи с чем обращаюсь к вам с просьбой предоставить нам такую информацию со своих таможен. Что интересует. Название таможни, номер приказа, выявленные нарушения (описание нарушения), дата нарушения, ваше ФИО. Например, таможенное формление 09.11.10 в таможне... проведено за 5 часов или отдел таможенной стоимости в нарушение приказа 1242 при прямом контракте запросил следующие документы:... Очень прошу всех вас отнестись серьезно и ответственно к просьбе и информации, которую будете направлять. Речь идет о беспристрастной статистике и не несет в себе желания кого-либо подставить или уволить. К слову добавлю, что в получении такой информации заинтересовано руководство ГТСУ не менее нас. Информацию можно оставлять на форуме (для самых смелых :) ), или высылать на мой электронный адрес, который указан в профиле или в адрес Общественного совета e-mail: info@public-council.customs.gov.ua Прошу не остаться в стороне общего дела!!!
NEMO: вт, Листопад 09, 2010 15:12
Работа так называемой "комиссии" тупо парализовала работу таможен, в частности Киевской региональной. С работников таможни делают козлов отпущения, объявляются выговоры за то что зазвонил телефон, за то что произошла задержка в оформлении. При этом всякие объяснения не принимаются во внимание. А неофициально говорится что если мы не накажем, то накажут нас. А из субъектов ВЭД делают стадо баранов, которое загоняют в единое окно и туча народу должна топтаться в предбаннике и ждать какого-то результата. При мне инспектор получил выговор за то что с ним в одной комнате находился субъект(хотя по ТКУ имеет право присутствовать на любом этапе). У меня конкретное предложение: мне не нужно никакой помощи, просто не мешайте
Таслицкий Герман Игоревич: вт, Листопад 09, 2010 15:47
Спасибо, NEMO. Вы освобождены от каких-либо просьб. У каждого есть право выбора. Обиженный на ваших глазах инспектор таможни может уволиться и стать предпринимателем или кем захочет. Вы, можете устроиться в таможню. Слышал стали появляться вакансии. Вот только от перемены мест слагаемое не изменится. И то, что Вас не трогают сегодня, не факт, что не тронут завтра. Так что, боюсь, в сторонке не отстояться.
ирина: вт, Листопад 09, 2010 17:20
Стаття 73. Присутність декларантів під час митного оформлення Декларанти можуть бути присутніми під час митного оформлення товарів і транспортних засобів, які пред\'являються ними для такого оформлення. У разі застосування заходів, передбачених статтями 55 і 56 цього Кодексу, а також на вимогу митного органу присутність декларантів під час митного оформлення є обов\'язковою. ... см. "новости" за 09.11.10 "новый таможенный кодекс будет рассмотрен на следующей пленарной сессии", отсюда вывод: до следующего года действует старый, в т.ч. ст.73 ... "У каждого есть право выбора". сейчас, к сожалению, его нет.
Таслицкий Герман Игоревич: вт, Листопад 09, 2010 18:23
Ирина, что Вы имели ввиду? Да, сегодня действует ТК, который действовал и вчера, и позавчера. И вместе с ним и ст. 73. А разве что-то не так?
NEMO: вт, Листопад 09, 2010 20:25
Уважаемый Герман Игоревич! Я не знаю кто Вы и уполномочены-ли Вы руководством ДМСУ, но Ваш ответ на мое сообщение в народе называется "включить дурочку" или может это есть Ваша и руководства цель? Получается как у Райкина мы вам о насосах, а Вы нам о колесах. И при чем здесь я или как Вы назвали "обиженный инспектор". Я рассказываю об общей ситуации и как раз не хочу быть в стороне. Вроде как эти приказы были для меня как субъекта ВЭД. И если таможня "Обличчям до людей", то каким местом она была раньше? Я думаю, что как и все у нас в стране говорится все правильно, а делается все с точностью до наоборот. Засим не буду больше здесь ничего писать. Бесполезно.
Таслицкий Герман Игоревич: вт, Листопад 09, 2010 23:58
NEMO. Ну вот, снова в засланных козачков играть начали. Ваши эмоции мне понятны. Я сам нахожусь в таких же условиях. Но разве не надоело говорить в тряпочку? На форумах выливать эмоции и жаловаться на страну? Ведь и вопрос был нейтральный для каждого, статистический. Так нет и тут "руку Москвы" разглядели! И на всякий случай заткнулись. Я, к слову, на всех профессиональных форумах под своим именем зарегистрирован. И участвую, и замечен, и выступаю. И, представляете, работаю. Ни кто меня не "мочит", козни не строит, не мстит.
Брокер: ср, Листопад 10, 2010 00:09
Ув.господин Таслицкий, кому надо, могут зайти в Инспектор и отследить все ВМД поэтапно.... Остальное это цирк! Было бы желание сверху.
1: ср, Листопад 10, 2010 01:21
Ув.господин Таслицкий, ці накази те саме, як зубною пастою лікувати хворі зуби замість того, щоб відвідати лікаря. На мою думку треба змінювати інтонацію МК, бо за нем, якщо почав займатися ВЕД - ти злочинець, (субйєкт), а повинно (на мою бумку) бути трошки інакше, ну наприклад як у більшості країн світу - митниця КОНТРОЛЮЄ переміщення вантажів через кордон, а арешою займаются конторлюючі органи (після завершення митн.оф.) правильністю сплати податків, зборів, т.і. Ні яких тобі черг, простоїв, затримок... Інтонацію треба змінювати!
Таслицкий Герман Игоревич: ср, Листопад 10, 2010 12:50
БРОКЕР. А кому надо в "Инсектор" заходить? Тот кто может зайти в "Инспектор" меньше всего надо, что бы эти приказы вполнялись. Одним словом, кроме как "поговорить" на этом форуме ни чего путного от участников не добъешься. А жаль. :(
Степан: ср, Листопад 10, 2010 13:36
Харьков в большинстве случаев 1242 читает "наоборот" - требуют все документы, у меня к примеру постоянно требуют независимую экспертизу по стоимости на конкретную поставку, несмотря на то что товар по контракту один и тот же, экспертиза на контракт есть. Есть запись разговора на семинаре с заместителем службы, в котором он обещал мне вернуть все переплаченные платежи до копейки, т.к. все документы по 1766 были предоставлены, прямая поставка от крупного производителя в России, никаких документов дополнительно никто затребовать не смог, придумать было нечего. Ответ ГТСУ после полугодовой переписки интересен?, причем ответы по одинаковым случаям противоречат друг другу... Мне недавно предложили показать на документах заграничный карьер в котором выкопан песок из которого делаются изделия, причем со всеми ценами... И продолжать можно бесконечно, и пострадать за это... Причем у многих похожие ситуации. Расскажите лучше как вы ткань оценивали, интересно будет многим. Почитайте свежий номер коммерсанта, сайт ОРД, свою переписку с субъектами по стоимости... с NEMO полностью согласен. ФАРС!
Дмитрий: ср, Листопад 10, 2010 17:07
Интересная ситуация. Поедьте на Новопироговскую в Киеве и посмотрите, какая очередь стоит на досмотр! Какие два часа?? Что является причиной столь долгого оформления? Уж точно не отсутствие ранее приказа "за два часа", а ДЕБИЛЬНОЕ законодательство и такие же приказы и ПИСЬМА (!). Что мешает сделать ВЫБОРОЧНЫЙ досмотр, зачем досматривать всех подряд? Пусть выбор того, кого нужно досмотреть делает КОМПЬЮТЕР, случайным образом, без возможности это изменить. Вот вам и временные рамки. По стоимости это вообще дурдом, у меня машина как-то стояла 10 ДНЕЙ, что можно делать 10 дней??? Почему в других странах этого нет? Наверно, мы самые умные... Найдите причину бардака и устраните ее, "латать дыры" бесконечно нельзя! Порвется! Дмитрий, когда-то брокер, сейчас перевозчик.
Татьяна: ср, Листопад 10, 2010 21:46
Так все-таки, как же ст.73 МКУ? И это не праздное " а поговорить". Одно дело, когда приходишь на таможню с одним товаром, и все остальные приходять с одним товаром. А если это запчасти, одежда, лампочки? В декларации 20 и более товаров, куча документов и сертификатов. Ты знаешь эту декларацию от и до. Знаешь что и где находится в пакете документов, можешь быстро и толково ответить на вопрос, возникший у инспектора. Ведь "единое окно" убивает все хорошие начинания таможни - по пять-шесть часов декларация лежит у инспектора до присвоения, вопросы по декларации обсуждаются в коридоре ( и это в лучшем случае - моя лежала три часа, пока я не начила ее искать сама). И это при все том, что ст.73 дает мне право находится при таможенном оформлении моего груза отнюдь не в коридоре
broker: ср, Листопад 10, 2010 23:38
Всесторонне поддерживаю Татьяну!!!!!!!!!! Итог данного нововведения-категорическое отрицание со стороны инспектора каких-либо логический доводов со стороны декларанта!!!!!!!!! На тебе в зубы декларацию и иди себе дальше в тарифы,номеклатуру и т.д. без осутствия какого-либо анализа на предмет целесообразности направления в данные отделы. Полное игнорирование субьектов ВЭД,брокеров,декларантов!!!!!!! Причина достаточно прозрачна и ясна до боли и содрогания всех движимых частей тела " з метою спрощення митних процедур"
Елена: чт, Листопад 11, 2010 01:13
Живая ситуация: оформление письма до 100 на курьерской службе. Возник вопрос. Вопрос можно было предвидеть, поэтому он уже обсуждался ранее с начальником (начальник находится не в этом секторе). На предложение позвонить начальнику и уточнить его мнение - да какой там звонить из-за письма до 100, тут декларации оформлять не успеваешь! Срочная отправка задержалась до завтра - придется отдельно съездить и попросить начальника самому позвонить туда. Писем до 100 приказ 1205 не касается - значит, они только мешают выполнять приказ 1205... Вторая живая ситуация: тарифы. Цена в инвойсе (увы) указана с 50% скидкой. Эксклюзивный дистрибьютор по Украине. Половинная цена, которую мы заявляем, находится где-то посередке шкалы в базе. "Отсутствие любого дополнительного документа мы бы стерпели, но без калькуляции от производителя - только поднимать стоимость". Производитель в Китае. Как должна выглядеть калькуляция китайского производителя? Цена поднята до целой - розничной цены, по которой торгует интернет-магазин продавца.
Dmitriy: чт, Листопад 11, 2010 01:23
Ув. Герман! Решение может быть одно- прежде всего убрать (отменить) планы для таможен (по платежам: пошлина, акциз, НДС, штрафы; по количеству протоколов и нарушений). Это для начала. Всё остальное- это припарки к протезу. Короче говоря: 1) Для начала- отменить план по деньгам. 2) А вместо этого- ввести план повышения профессионального уровня ВСЕХ сотрудников таможни. И прежде всего- руководства ДМСУ и центрального аппарата, издающих и подписывающих "Наказы" и "Лысты"! И никакой мУтный кодекс, даже сверхлояльные европейские списывай "один-в-один", тут не поможет...
White: чт, Листопад 11, 2010 12:48
100%!!!!
Свирид: чт, Листопад 11, 2010 14:29
И в добавление сказаному: 1.Убрать от таможни не свойственные ей функции: проверку нетарифного регулирования - сертификаты соответствия, фитосертификаты, заключения СЭС и т.п. Почему это все нельзя сделать после там.оформления и до момента распоряжения товаром? Ответ вижу только один - общегосударственный подход "презумпции виновности" предпринимателя и гражданина, когда государство "не верит", что все это будет сделано после таможни. Не сомневаюсь, что есть отдельные личности с"резьбой в заднице", но из-за этих отдельных карать всех? Болт-то с левой/правой резьбой у государства не отбирал никто! Как можно официально, не преступая законодательство сделать анализ напр. продуктов питания на СЭС - это же минимум 10 дней, а груз в фуре, а МЛС, кот. может принять груз, где должен выдерживаться температурный режим и влажность нет... 2.Внести изменения в налоговое законодательство, убрав от таможни НДС. Ну какой, на хрен, Налог на Добавленную Стоимость при импорте, где здесь добавленная стоимость? Она (добавленная ст-ть) появиться только при дальнейшем распоряжении товаром (продажа, использование в пр-ве и т.п.). Убрав НДС из ГТД получаем, что таможню будет интересовать там. ст-ть, но уже в другом аспекте (не собирание денег в бюджет "сразу и сейчас", а в разрезе будующего налогообложения и уже налоговой службой). При этом никто у там.органов не забирает право пост аудита. Пожайлуста, после там.оформления запрашивайте там.органы страны экспорта, проводите экспертизы и т.п. Убедитесь, что там.ст-ть занижена, насчитаете недобор + пеню. Кто мешает? 3.Вернуть инспекторам право на принятие решений, ибо сейчас роль инспектора в оформлении это роль попки, кот. только то и делает. что бегает к нач.отдела (или лицу "решающему) и без его одобрямс боится сделать хоть шаг, даже если инспектор знает, что прав. Одновременно ввести персональною ответственность инспектора за неправомерные действия - сколько уже раз было, что в судах протоколы о ПМП признаються незаконными, тамож.стоимость возвращается на уровень, определенный декларантом, признаются незаконными действия таможни в отказе в оформлении с преференциями и т.п. Но хоть один инспектор, повысивший там.ст-ть и Решение которого было отменено напр. судом реально пострадал? 4. Убрать "усное законодательство": ситуация с зерновыми, подс. маслом, шротом, мукой ясно показывает, что госорганы, напр. ДМСУ, вопреки законодательству препятствует ВЭД на основании каких-то звонков "сверху" и т.п. Ну а то, что предлагает автор ветки, особенно: дайте сведения о таможне,ГТД, ФИО и т.п. больше напоминает сбор сведений о имеющихся "стукачках". Вы поймите, я живу и работаю в неправовом гос-ве, да я хочу его сделать правовым, однако начинать надо не с "сигналов" с мест, не со сбора сведений от "стукачей"... это уже было-было-было... Почерпнуть нужные Вам сведения, действительно проще всего с "Инспектора". Проведите анализ: почему при наличии в гр.44 ГТД реквизитов контракта под кодом "4104", применяется ДМВ-2 (кстати там-же найдете номер "Решения о там. ст-ти")? Почему ГТД в том же "Инспеторе" оформлялась более 2-х часов?
Юрчик: пт, Листопад 12, 2010 10:08
Люди! Вас попросили об одном, а Вы пишете совсем о другом. Вам пытаются помочь, а Вы всячески отпираетесь... Вам нравиться жить в бардаке который есть сейчас? Все кричат о том что ни в одной стране мира... Что задерживают грузы на границе, что оформляют по 10 дней, что на досмотре контрабанда и инспектора докапываются к каждой мелочевке, что пока не заплатишь никто не пошевелится, что тарифы всех уже достали с поднятием цен и т.д. Появились люди которые пытаются с этим бороться, а Вы включаете броню и пытаетесь защитить не понятно что и кого... А потом пытаетесь показать что мы не стадо баранов... смешно... и грустно...
Таслицкий Герман Игоревич: пт, Листопад 12, 2010 16:04
Боже! на 19 ответов всего 2 по теме! Неужели вам, уважаемые, не надоело говорить, говорить, говорить? Что каждый из советчиков сделал, чтобы изменить ситуацию? Кухонные разговоры помогут? Мне столько заданиу надавали - и в Киев съездить, и план таможне отментить и законодательство поменять. Ув. Спиридон, Вы так много написали умного, только забыли, что начинать надо с себя.Если Вы такой разбирающийся в том, что надо сделаьб (кому?), то сделайте проекты соответствующих законодательных актов и вышлите мне, а я обещаю, что передам их в Комитет ВР по таможенной и налоговой политике. Но пока, вы боитесь охарактеризовать ситуацию в своих таможнях даже под вымышленными никами. Что уж говорить, если попросить вас подписаться под сказанным. Думаю, что улитке дадите фору по глубине прятания в своем виртуальном домике. Неужели на данном сайте отсутствуют люди, которые умеют адекватно отвечать на ПОСТАВЛЕННЫЕ вопросы, а не разводить базар? Он мне нужен?
Свири Григорьевич Демиденко: пт, Листопад 12, 2010 17:59
Это не ник, это имя мое. Так, что не Спиридон и не скрываюсь. В Харькове, в среде брокерской, моего имени достаточно, чтобы знали кто-это и вычислять не требуется. Думаю, что Дело, которое Вы пытаетесь делать правильное. Но не смогу я Вам сдать инспектора, его начальство, своего клиента...И по поводу законопроектов ... я бы с превеликим удовольствием, только, вот блин, времени не хватает, разве что работу поменять, да вновь к преподавательской деятельности возвернуться, о коей крайне скучаю...
Свирид Григорьевич Демиденко: пт, Листопад 12, 2010 17:59
Блин и в имени своем ошибся...
Свирид: пт, Листопад 12, 2010 20:36
И вообще, пьяный я сегодня, и задумчивый
Dmitriy: сб, Листопад 13, 2010 18:43
Вот, почитайте: http://crimecenter.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=2... О коррупции на украинской таможне О коррупции в таможенных органах сегодня не говорит только ленивый — о том, что таможня не только «дает добро», можно убедиться лично, взглянув на шикарные особняки, построенные родственниками отдельных руководителей Гостаможслужбы, и на уровень автомобилей, на которых передвигаются таможенные генералы. Согласно опросу компаний MSI и InMind, проведенному в рамках проекта «Достойная Украина», число предпринимателей, имевших коррупционный опыт на таможне, выросло с 36% в 2007 году до 43% в 2009-м, а принципиально не дает взяток таможенникам лишь каждый пятый бизнесмен, связанный с внешнеэкономической деятельностью. Интересно, что власть имущие с такими данными не спорят. Так, экс-глава Гостаможслужбы Валерий Хорошковский считает, что содействие контрабанде — выгодный бизнес некоторых чиновников. А в июне 2009-го предыдущий президент Виктор Ющенко заявлял, что недопоступления в бюджет от таможни составляют 90—100 млрд грн. — эта сумма почти равна доходам от налогообложения экспортно-импортных операций в рекордном 2008 году. Новый глава Гостаможслужбы Украины Игорь Калетник называет чуть другие, но не менее впечатляющие цифры: госбюджет из-за неверного обозначения таможенной стоимости и неправильной классификации товаров в 2009 г. потерял 50—60 млрд грн. Такую разницу цифр опрошенные нами эксперты объяснили тем, что остальные 40—50 млрд грн. таможенные службы «теряют» на откровенной контрабанде — товары ввозятся вовсе без какого-либо оформления и уплаты сборов и пошлин. По данным Службы безопасности Украины, львиная доля контрабанды (до 90%) ввозится в Украину через автомобильные пункты пропуска. Наибольшее уклонение от уплаты налогов осуществляется при импорте автомобилей и автозапчастей. На втором месте — ввоз/вывоз с нарушением таких товаров, как компьютеры, бытовая техника, мясо, алкоголь и табак. И лишь десятая часть товаров приходится на так называемую «черную» контрабанду: оружие и наркотики. 5 ПРИЧИН ТАМОЖЕННЫХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ Инспектора, чтобы сделать прибавку к зарплате в 2—3 тыс. грн., ставят палки в колеса бизнесу и вымогают взятки 1. Неверный подход. Перед таможней ставят задачу наполнить бюджет любой ценой, тогда как в ЕС они только контролируют соблюдение нормы законодательства. 2. Высокие сборы. Размеры акцизов заставляют бизнесменов занижать стоимость товаров. 3. Устаревшее законодательство. Существующий кодекс не соответствует условиям работы (например, нужно растаможивать каждый CD-диск, не прописана работа электронного документооборота). 4. Низкие зарплаты инспекторов. На 2—3 тыс. грн. в месяц прожить сложно. 5. Общая деморализация. Давать/брать взятки не считается чем-то зазорным. КОНТРАБАНДА В СУМКАХ Чтобы лучше проиллюстрировать ситуацию, которая сложилась на таможне в течение нескольких лет, мы решили просто взять несколько эпизодов, рассказанных украинцами, и из собственного опыта. Две очереди. Предприниматель Григорий Бутенко, который месяц назад перевозил через границу для личных потребностей автозапчасти, рассказал нам, что на пункте пропуска «Чоп» (возле Ужгорода) к вечеру увидел настоящий аншлаг — выстроилась длиннющая очередь из легковых автомобилей. «По незнанию я запарковался в конце хвоста очереди, ожидая оформления, однако автомобили не двигались в течение часа», — вспоминает Григорий. «Так ты ж без товара, чего стоишь? Тебе не сюда», — оклик «местного» был больше похож на команду («товар» — мелкая контрабанда на местном жаргоне. — Авт.). Как он объяснил, в этом месте в назначенное время собираются «свои» машины, принадлежащие родственникам сотрудников таможни и погранслужбы (в приграничных областях все знают друг друга в лицо). По команде шлагбаум открывают, и они проезжают всей вереницей границу за 15 минут без досмотра. Уже в Ужгороде на завезенные нелегально товары делают накладные, и дальше они вполне легально следуют в украинские магазины. А вот «чужие» машины идут в другой очереди и выборочно подвергаются полному досмотру. Аналогичной является ситуация и на других пунктах пропуска, как на границах с ЕС, так и на пунктах пропуска с РФ, — для жителей приграничных районов граница является кормилицей, да и другой работы просто нет. Таможенникам и пограничникам работать со «своими» тоже выгодно: те делятся доходами и не возят оружие и наркотики (борьба с «черной» контрабандой всегда находится в приоритете). Поборы с туристов. Практически для каждого украинца, которому довелось ездить в международный рейс на автобусе, самым страшным словом является «пересменка». Дело в том, что стоять в этом случае приходится по 2, а то и 3 часа. Новая смена со свежими силами, естественно, начинает усиленно проверять пассажиров — по времени такой процесс занимает не меньше часа, а если еще и найдут что-то недозволенное, то рейс на этом может и закончиться (законодательством предусмотрена конфискация транспортного средства за провоз контрабанды в любых количествах). Чтобы не терять время и нервы, еще перед подъездом к границе пассажиры сбрасываются по 5 евро — в этом случае автобус оформляют всего за 10 минут. Естественно, все понимают, что в каждом автобусе обязательно найдется слабое звено в виде пассажира с 2—3 блоками сигарет и сумкой водки (для жителей западных регионов перевозка этих товаров является основным средством заработка), и во избежание проблем скидываются на взятки. Иностранные таможенники настолько устали с этим явлением бороться, что просто закрывают на мелочи глаза. ПОРТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ Одесский порт является главными морскими воротами Украины и, одновременно, клубком проблем и для таможни, и для дальнобойщиков. Дело в том, что технологическая процедура оформления грузов в нем настолько запутанная и затянутая, что грузовикам, уже загруженным товаром, приходится ждать оформления всех документов по несколько дней, а то и недель — фуры используются фактически как склад на колесах. Известен даже случай, когда водитель фактически прожил в кабине грузовика 3 месяца, а потом, не выдержав, устроил драку с персоналом порта. Тем же, кто хочет побыстрее, помогают снующие туда-сюда брокеры: за $50 процесс ускоряют в 5—6 раз. В то же время решить эту проблему не так уж и сложно: достаточно пристроить терминал для оформления грузов, а таможню оснастить сканерами, чтобы они проводили таможенную очистку еще в контейнере (до перегрузки на фуры). Проблема эта повторяется из года в год, но до сих пор «груз и ныне там». Опрошенные нами дальнобойщики считают, что нынешняя схема стимулирует коррупцию, и поэтому ее не меняют. КОРРУПЦИЯ НА ЧАСТНЫХ АВТОПОРТАХ Наверняка все знают анекдот про газетное объявление «Возьму в аренду кусок границы метр на метр». Однако для международных автоперевозчиков долгое время он был реальностью. Сейчас в это сложно поверить, но на протяжении 5 лет на украинских границах оформление грузов осуществлялось в частных терминалах, расположенных перед пунктами пропуска через госграницу, а таможня находилась не в собственных помещениях, а арендовала площади у частников, фактически захвативших въезд. Естественно, заезд в такие терминалы был обязательным и платным — с каждой «фуры» снимали по $20 (плата за оформление). Каждый год на такой операции частники только на пункте пропуска Дорохуск-Ягодын «поднимали» несколько миллионов долларов. Но главная проблема в том, что владельцы терминала диктовали таможенникам свои условия под угрозой выселения — часть грузовиков заставляли не досматривать. В 2008-м (с началом кризиса) заезд на терминал сделали необязательным (сейчас оформляют непосредственно на погранпереходе), но есть угроза, что вскоре могут вернуться к прежней схеме — автор этих строк видел соответствующий законопроект. СКОЛЬКО СТОИТ ПРОЕЗД ФУРЫ Даже если перевозчик везет абсолютно «белый» груз с идеально оформленными документами, на границе всегда найдут, к чему прицепиться, чтобы получить взятку. Стоит отметить, что в странах ЕС подобных проблем нет по простой причине — на границах производится лишь пропуск грузовых автомобилей, а всевозможные процедуры по оформлению груза и его контролю производятся на внутренних (а не приграничных) терминалах. В нашей же стране все происходит с точностью наоборот: оформление грузов происходит на границе, где представители всевозможных контролирующих органов просят деньги «за проезд». Суммы поборов, на первый взгляд, небольшие, однако, по подсчетам дальнобойщиков, за год каждый грузовик фактически облагают дополнительными сборами в размере 3—4 тыс. евро. Если учесть, что в Украине на международных маршрутах работает порядка 25 тыс. машин, получается 75—100 миллионов европейских денег. Так, по словам опрошенных нами водителей-дальнобойщиков, сотрудники СМАП берут чисто символические 30—40 грн. и по «двадцатке» берут сотрудники фитосанитарного, радиологического, ветеринарного органов контроля. Ну и, естественно, 80 грн. нужно отдать таможеннику и пограничнику. А вот если с документами не все идеально, выложить денег нужно намного больше. Например, если нет дополнительного сертификата на продукцию, на это закроют глаза за $50, а международными разрешениями (компетенция ДП «СМАП») на дефицитные направления, на границе часто торгуют из-под полы (от $ 50 до 300 в зависимости от дефицитности направления). Стоит отметить, что такая система поборов сложилась на границах еще с 1990-х годов и работает не только на украинских пунктах пропуска, но и погранпереходах других стран бывшего СССР. Так, по данным Международного союза автомобильного транспорта, именно тотальная коррупция в пунктах пропуска мешает развитию транспортных коридоров и восстановлению исторического Шелкового пути — европейские перевозчики в СНГ ездить просто боятся. ПОЧЕМУ БАСТОВАЛИ ПОЛЯКИ В 2007-м году польские таможенники объявили всеобщую забастовку и на протяжении почти 3-х месяцев не пропускали товары, вызвав серьезный международный скандал. Главной причиной бунта поляки назвали низкие: зарплаты (сотрудник польской таможни в среднем зарабатывал около 500 евро). Однако возник логичный вопрос почему работали за такие деньги раньше и не возмущались? Знающие люди рассказали нам, что настоящая причина забастовки — таможенникам запретили брать взятки и начали сажать. «КОНТРАБАНДА-СТОП» ПОВЫШАЕТ ЦЕНЫ Каждая новая-старая власть начинает свою работу с обещания закрыть все лазейки для контрабанды, однако методы борьбы, которые применялись до сих пор, лишь приводили к росту цен на прилавках магазинов. Напомним, что Кабмин Юлии Тимошенко в 2005 году провел целую PR-кампанию на тему борьбы с контрабандой. Но громкие заявления привели лишь к тому, что в течение нескольких месяцев таможенники сознательно тормозили процессы оформления грузов, устраивая полный досмотр для всех без исключения грузовиков. Затем на границе подняли размеры взяток (за быстрое прохождение фуры стали брать $40—50 вместо $20—30, а если есть проблемы с документами — $500 вместо $300). Естественно, что закладывали эти издержки в стоимость товаров: мы помним, как во второй половине 2005-го начали резко расти цены. «Это больше напоминало саботаж и дискредитацию идеи борьбы с контрабандой, чем реальные действия», — вспоминает перевозчик Виталий Омельченко из Львова: груз зимой часто выгружали прямо на снег, а летом он портился из-за долгого простоя на жаре. А за мелкие нарушения таможенных правил конфисковывали транспорт. Но никаких кардинальных изменений в работе таможни не произошло. Эксперт по логистике Александр Шульман (работает в отрасли около 15 лет) говорит, что проблема — в подходе к работе таможни. «Она должна не наполнять бюджет, а оформлять товары и контролировать законодательство», — говорит г-н Шульман. Так, таможня при определении размера сбора, который должен оплатить бизнесмен, ориентируется на базы данных, информация в которых часто взята с потолка (их редко обновляют). А пересчитать по реальной цене соглашаются лишь за взятку. «Чтобы реально решить проблемы, нужно оснастить таможню новым оборудованием (например, рентген-системами) и автоматизированными системами документооборота », — считает эксперт. ПЯТЬ НОЖЕЙ В СПИНУ ТАМОЖЕННОЙ КОРРУПЦИИ Побороть злоупотребления помогут техника и повышение зарплат. 1. Переориентация функции наполнения бюджета на контрольную. Таможню не должны заставлять искать способы как можно больше стянуть денег с бизнесмена — этот госорган должен лишь объективно контролировать соблюдение законодательства. А базы данных налоговой должны обновляться в режиме реального времени. Добавим, что нынешняя система определения таможенной стоимости является слишком сложной и непрозрачной — чтобы предотвратить коррупцию, каталоги товаров нужно выложить в открытом доступе. 2. Современная техника. Установка специализированного современного оборудования в пунктах пропуска и в портах в 10—15 раз ускоряет процедуры прохождения товаров и упрощает работу таможни, одновременно снижая коррупционный фактор. Неплохо, если бы еще и в момент загрузки товара за инспектором следила видеокамера, а все данные передавались в автоматическом режиме на центральный сервер. 3. Автоматизировать процессы. Существующее законодательство было разработано 10 лет назад и уже устарело. В новой редакции Таможенного кодекса необходимо расписать процедуры электронного документооборота, чтобы максимально автоматизировать процессы. 4. Повышение зарплат таможенников и повышение контроля. Человек, представляющий интересы государства, должен ценить свою работу, а за злоупотребления и взяточничество нужно наказывать жестче — лишением свободы (сейчас за это просто увольняют). 5. Изменение технологических процедур в портах. В морских портах на грузовики должны загружать товар, который уже прошел предварительную таможенную очистку — это позволит избежать такого явления, как «склад на колесах», когда грузовик простаивает месяцами в ожидании какой-либо бумажки. И хозяин груза хочешь не хочешь должен давать на лапу таможенникам. Сегодня в Украине есть так называемые «сухие порты», однако толку от них немного, пока не изменят технологию обработки грузов.
Стець: ср, Листопад 17, 2010 01:37
12 листопада зам. голови ДМСУ Пашко проводив зустріч з підриємцями Дніпропетровська. Він дуже красиво розповідав про концепцію "Обличчям до людей", та про терміни митного оформлення вантажів. На практиці все по іншому: 1 ВМД з 1 товаром намагались подати в поштовий відділ Дніпропетровської митниці 3 рази. Перший раз 12 листопада об 11годині. Прочекали реєстрації до 17.40 але марно - відповідь митників «ми не встигнемо за 2 години приходьте у понеділок». Понеділок з 12 години до майже 18.00 не реєструють та вимагають хабаря. Конкретно інспектор Дніпропетровської митниці поштового відділу І.Л.Рєдькін сказав, що він не оформить нас до тих пір поки ми не зареєструем ВМД на нього та не сплатим хабаря. Лише у вівторок ми оформились та й то тільки після погрози зателефонувати на гарячу лінію. Ось вам і статистика часових рамок оформлення у Дніпропетровської митниці. Інспектор Дніпропетровської митниці І.Л.Рєдькін (митне оформлення пошти (ВМО№4) , має дуже витончені методи здирництва. Він не реєструє ВМД як того вимагає наказ №1205 доки йому не пообіцяють сплатити хабар. При митному оформленні він чіпляеться за кожну закорючку і відразу ж, звісно за додатковий хабар, "вирішує" питання, Наприклад: "я направлю вас до відділу визначення коду товара в Дніпропетровській митниці, та за 500грн. можу не направляти, вибирайте". "я буду піднімати вам митну вартість товару, чи не буду! (звісно за ... хабар). І таке інше. Взагалі на все є у нього розцінки. Як правило він здирає хабарі в парі з його "начальником" (заступником) Мартиновим. Скільки ж все це терпіти?. Підприємець.
cvova: ср, Листопад 17, 2010 09:17
Ув. господа! Почитал... просто детский сад. Вы в какой стране живете. Посмотрите в окно, включите телевизор.
Nемо: ср, Листопад 17, 2010 12:51
А все очень посто: 1. Разрешить вносить в декларацию исправления на любом этапе. 2. Открыть свободный доступ к уровням цен и кодам товаров. ГТСУ должна ПОСТОЯННО выдавать решения по кодам с полным описанием и фотографиями товара. 3. Временные рамки должны быть не на оформление, а поэтапно. 4. Действительно наказывать за неправомерные требования таможенников.
Dmitriy: ср, Листопад 17, 2010 13:58
Кстати, еще пожелание. Заходит машина на терминал- выходит инспектор, сверяет наличие пломбы с тем, что про нее указано в доках. Если всё совпадает- первым делом срывает ее, делает отметку в доках, и отпускает водилу. Всякие: карантинщики, экологи, санитары-ветеринары, желающие досмотреть груз, могут в таком случае вдоволь насладиться созерцанием грузов. Страшного в этом случае ничего нет- без пломбы водила закроет грузовой отсек на обычный навесной замок (у любого водилы они есть- они же не всегда под таможенной пломбой ездят!), и ничего из кузова не пропадёт, так как водиле еще придётся сдавать груз получателю. А если что-то из груза должно "испариться"- так оно и так испарИтся, можно хоть зашить кузов, ничего не поможет.
Алексей: чт, Листопад 18, 2010 12:14
"Речь идет о беспристрастной статистике и не несет в себе желания кого-либо подставить или уволить." "статистике" К сожалению, это ложь, намеренная либо нет. Собираемая таким образом информация не может быть статистикой (статистика имеет свой математический аппарат и правила получения данных). Либо это очередное формальное мероприятие, чтобы поставить галочку в бесконечном, лавинообразном движении к "спрощенню та прискоренню". Либо (или заодно) пополнить копилочку компромата, да, пусть не спрашивателю персонально.
Tired optimist: чт, Листопад 18, 2010 13:47
Прочитав всё вышеизложенное: Не вникаем в смысл вопроса. Выпускаем пар на форуме. Виноваты все и вся. И в основном боимся как бы чего... Молодцы! Продолжайте бояться.
Коментувати