Ошибка в таможенной декларации. Казнить нельзя помиловать
В силу «человеческого фактора» никто, в том числе и декларант, не застрахован от ошибок. Как же быть в случаях, если ошибка в таможенной декларации обнаружена уже после выпуска товара в свободное обращение и повлекла за собой переплату платежей в бюджет?
Ошибки в таможенных декларациях, о которых пойдет речь, могут состоять в неверном заполнении реквизитов товаросопроводительных документов, некорректном расчете транспортных затрат, неправильном указании кода товара согласно УКТ ВЭД и прочее. Хорошо, если такая ошибка не повлекла за собой изменения мер тарифного или нетарифного регулирования, которые в свою очередь приводят к возврату налогов или к необходимости получения дополнительных разрешений. Но на практике встречаются и такие ошибки, следствием которых является необоснованная переплата таможенных платежей в бюджет. В подобных ситуациях импортер может стать заложником ошибки, допущенной вследствие «человеческого фактора» либо некомпетенции декларанта.
Есть ли возможность исправить допущенную ошибку, с чего начать и какие документы готовить. Об этом пойдет речь ниже.
Так, в соответствии с частями 2 и 4 ст. 269 Таможенного кодекса Украины (далее — ТКУ) внесение изменений в таможенную декларацию (далее — ТД) допускается в течение 3 лет со дня завершения таможенного оформления товаров, и такие изменения должны касаться только тех товаров, которые указаны в ТД. Внесение изменений, которые влияют на применение к товарам мер тарифного и/или нетарифного регулирования ВЭД, проводится при условии соблюдения таких мер.
Порядок внесения изменений в ТД определяется постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450 «Вопросы, связанные с применением ТД» (далее — ПКМУ № 450). Согласно п. 33 ПКМУ № 450 по письменному обращению декларанта и с разрешения таможенного органа сведения, указанные в ТД, могут быть изменены путем дополнения либо такая ТД может быть отозвана. При этом таможенному органу подается заявление по установленной форме, где указываются причины изменения либо отзыва ТД. Если соответствующие новые изменения или причины отзыва таможенной декларации подтверждаются документами, которые не подавались во время декларирования, к заявлению прилагаются заверенные в установленном порядке копии таких документов.
Сразу обратим внимание на то, что отозвать ТД можно только до момента ее оформления, то есть до выпуска товара в свободное обращение. После окончания таможенного оформления изменения в декларацию могут вноситься путем оформления листа корректировки, который заполняется таможенным органом и является неотъемлемой частью декларации.
1.02.2017 г. вступила в силу новая редакция ПКМУ № 450, где п. 37 установлено, что лист корректировки заполняется и оформляется таможенным органом в случае:
а) необходимости исправления сведений, связанных с доплатой либо возвратом таможенных платежей, в том числе в связи с отменой решения таможенного органа;
б) необходимости исправления по письменному обращению декларанта либо уполномоченного им лица сведений, связанных с корректировкой цены товара, который вывозится за границу таможенной территории Украины, для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием, если такая корректировка не приведет к уменьшению сумм налогов, которые подлежат оплате в бюджет;
в) необходимости исправления по письменному обращению декларанта ошибочно указанных в оформленной таможенной декларации сведений о товарах, не связанных с перечислением сумм таможенных платежей по такой таможенной декларации;
г) необходимости отображения по письменному обращению декларанта сведений о товарах, которые стали известны после окончания таможенного оформления товаров, не связанных с перечислением сумм таможенных платежей по таможенной декларации.
В свою очередь, возврат ошибочно/излишне уплаченных таможенных платежей предусмотрен нормой ст. 301 ТКУ, которая отсылает нас к Налоговому кодексу Украины, Бюджетному кодексу и к соответствующему порядку, определенному центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.
Согласно части 4 ст. 301 ТКУ, если переплата сумм таможенных платежей произошла вследствие ошибки со стороны должностных лиц таможенного органа, возврат излишне оплаченных сумм таможенных платежей осуществляется в первоочередном порядке. Например, указание неверного номера контракта, ошибка в расчете составляющих таможенной стоимости (механическая добавка нуля к транспортным затратам) — логично предположить, являются как результатом ошибочных действий декларанта, так и ошибкой должностного лица таможенного органа. В случае если ТД изменена, либо ее признали недействительной, возврат сумм соответствующих таможенных платежей осуществляется в соответствии с ч. 5 ст. 301 ТКУ.
Извечный вопрос, что появилось первым — курица или яйцо, в рассматриваемом случае можно интерпретировать так: что первично — возврат платежей либо изменение декларации?
На сегодняшний день, если внесение изменений в ТД после выпуска товара в свободное обращение влечет за собой возврат таможенных платежей из бюджета, оформление листа корректировки предшествует возврату таких платежей из бюджета.
То есть, выявив после таможенного оформления ошибку в декларации, декларант готовит заявление, прилагает соответствующие документы и отправляет все это в таможню, где осуществлялось таможенное оформление. По факту оформления листа корректировки импортер может вернуть в свою собственность ошибочно/излишне уплаченные платежи.
В соответствии с ч. 6 ст. 301 ТКУ возврат таможенных платежей происходит на основании заявления плательщика налогов не позднее 1 года со дня, следующего за днем возникновения обстоятельств, которые влекут за собой возврат уплаченных сумм таможенных платежей (кроме случаев наличия налогового долга у плательщика согласно ст. 43 НКУ).
Порядок возврата таможенных платежей, ошибочно/излишне оплаченных в бюджет, посредством таможенного оформления регламентирован также приказом ГТСУ от 20.07.2007 г. № 618, приказом Минфина от 15.12.2015 г. № 1146 и косвенно приказом Минфина от 7.04.2016 г. № 422.
Данные нормативные акты предлагают импортеру подать в рамках установленных сроков заявление в свободной форме на возврат переплаты, приложив справку об отсутствии налогового долга и подтверждающие документы.
В итоге получаем следующий алгоритм для внесения изменений в ТД с последующим возвратом переплаты таможенных платежей:
— подача заявления по установленной форме для оформления листа корректировки;
— приложение к заявлению документов, которые подтверждают необходимость внесения таких изменений;
— получение листа корректировки;
— подача заявления на возврат переплаты таможенных платежей.
Таким образом, теоретически устранить «механическую» ошибку в оформленной декларации и вернуть переплату таможенных платежей возможно. Но на практике возникает много нюансов…
В наших примерах с математической ошибкой и опечаткой в реквизитах алгоритм можно считать вполне рабочим. К сожалению, этого нельзя сказать о ситуации с явной ошибкой при классификации согласно УКТ ВЭД и отнесении товара к более высокой ставке пошлины.
Так, п. 34 ПКМУ № 450 не разрешает вносить изменения в декларацию, если из поданных документов не следует, что указанные в ТД сведения необходимо изменять.
Кроме того, ошибочно указанные декларантом сведения в оформленной декларации могут быть исправлены, только если это не связано с перечислением сумм таможенных платежей. Самостоятельное указание декларантом кода товара согласно УКТ ВЭД (без вынесения таможней решения о классификации товара) и уплаченные таможенные платежи являются согласованным налоговым обязательством, которое не подлежит обжалованию согласно п. 56.11 ст. 56 НКУ. В этой связи очень велика вероятность получения отказа в оформлении листа корректировки по формальным причинам.
В таком сслучае мы видим несколько вариантов выхода из ситуации для импортера.
Первый вариант — обратиться в таможню по месту регистрации импортера с обращением о предоставлении консультации по вопросу практического применения норм таможенного законодательства в порядке ст. 21 ТКУ. К обращению приложить все подтверждающие документы и попросить дать разъяснения относительно правильности указания кода согласно УКТ ВЭД для выпущенного в свободное обращение товара.
Второй — обратиться в орган ГФС с заявлением на проведение проверки о правильности классификации согласно УКТ ВЭД по оформленной ТД. При этом проверке будет подлежать исключительно данный вопрос, и рассматриваться будут только те документы, которые положены в основу таможенного оформления. Соответственно по результатам проверки в акте проверки должны быть указаны факты переплаты налоговых обязательств.
Третий — обратиться в ГФСУ либо суд с жалобой/исковым заявлением на неправомерный отказ о внесении изменений в оформленную декларацию.
Как следует из приведенных выше норм, безвыходных ситуаций не бывает. При этом импортеру необходимо проанализировать допущенную ошибку и выбрать подходящий путь возврата по праву принадлежащего ему материального блага в виде ошибочной/излишней переплаты таможенных платежей.
Стоит отметить, что как сама возможность, так и процедура возврата переплаты таможенных платежей, собраны в данной публикации в виде своеобразного «конструктора» из нескольких нормативов и не дают полной уверенности в принятии позитивного для импортера решения, в том числе и в связи с наличием противоречий в исчерпывающих случаях оформления листа корректировки, и размытой формулировкой в основаниях для отказа в его оформлении.
Важным шагом государства навстречу бизнесу будет внесение изменений в действующее ПКМУ № 450 для возможности осуществления возврата уплаченных платежей после таможенного оформления, касающихся всех возможных ошибок.
Источник: "ТРАНСПОРТ"