Новое лицо украинской таможни
Таможенная служба получила нового руководителя – до недавних пор первого замминистра экономразвития и торговли Максима Нефедова.
Молодой чиновник с репутацией реформатора анонсировал масштабные изменения по превращению отечественной таможни в орган европейского образца
без коррупции и с полной электронизацией всех процедур. В жизни Государственной таможенной службы начали происходить революционные изменения.
В последние дни июня после многонедельной борьбы правительства с противниками реформ и любителями теневых импортно-экспортных схем конкурсной
комиссии удалось определить имя руководителя этого ключевого для наполнения бюджета страны ведомства.
Им стал первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов.
За последние три десятка лет таможня получила в украинском обществе устойчивую репутацию одного из самых коррумпированных органов.
Жители многих регионов страны с различной глубиной классовой ненависти часто показывают гостям разбросанные по пригородам огороженные высокими
заборами дворцы бывших работников этого ведомства. Вероятно, «честно» заработанные контролерами экспортно-импортных операций на государственной службе.
По оценке экспертов, Украина ежегодно теряет порядка 5 млрд долларов в год от коррупции на таможне.
Причем, злоупотребления в таможенной службе укоренилась настолько глубоко, что ее основания не смогли поколебать ни две революции,
ни регулярно меняющиеся правительства и руководители ведомства.
Получится ли очистить «Авгиевы конюшни» реформатору Нефедову? Мы сможем увидеть в ближайшее время. Первые заявления говорят о его решительном настрое.
«Я очень хотел бы перевести все общение между предпринимателями, экспортерами, импортерами и госорганами в электронный вид.
Я хочу избавиться от ручного субъективизма, бумажек, которые или есть, или отсутствуют, или их подписывают, или они теряются»,
- обрисовал грядущие в таможенной службе изменения Нефедов после своей победы в кадровом конкурсе.
Среди основных проблем таможни новый руководитель назвал контрабанду, давление на «белых» экспортеров, коррупцию и непрофессионализм некоторых таможенников.
По его мнению, именно создание электронной таможни и минимизация человеческого фактора поможет сделать ведомство более открытым, преодолеть коррупцию,
а также ускорить проведение таможенных процедур. «Ожидаю, что реализация займет где-то года два - потому что есть законодательные изменения,
есть развитие инфраструктуры, есть подписание международных соглашений. У нас пока даже сканеры покупают и запускают годами»,
- обозначил сроки реализации своих планов Нефедов. Через судебные тернии Перед новым руководителем таможни стоит немало сложных вызовов,
ведь изменения потребуют смелых неординарных решений и работы на результат. Очевидно, что выходец из бизнеса Нефедов готов его показать,
ведь проработав на госслужбе в Минэкономразвития неполных пять лет он заработал репутацию прогрессивного реформатора,
в частности, благодаря успешному запуску системы электронных госзакупок Prozorro, которая более чем за три года работы сэкономила государству десятки миллиардов гривен.
В конкурсной борьбе за пост главного таможенника страны Нефедов обошел проректора Университета таможенного дела и финансов
Евгения Гармаша и руководителя общественной организации «Центр развития цифровой экономики» Андрея Савареца. Эта победа далась непросто.
Из-за противников реформы – больших любителей нагреть руки на взятках на таможне конкурс на пост главного таможенника страны в течение двух месяцев был заблокирован
судом и лишь в конце июня процесс удалось завершить объявлением имени нового руководителя. Министерство финансов и бизнес-сообщество сразу заявили, что приветствуют
результаты конкурса и ожидают от топ-менеджера таможни создания прозрачной структуры ведомства и улучшения качества предоставления таможенных услуг.
«Минфин возлагает на нового руководителя таможни амбициозные задачи - создать в Украине таможню европейского образца», - отметили в министерстве.
Какой же должна стать новая украинская таможня? По мнению профильного ведомства - эффективной, прозрачной и свободной от коррупции,
которая сможет стать мотором экономического роста в стране. Представители бизнеса приветствовали назначение Нефедова и заявили о готовности поддерживать прогрессивные
изменения по реформированию таможни. «Мы в Европейской Бизнес Ассоциации уже неоднократного говорили, что для бизнеса очень важна коммуникация и качество сервисов,
предоставляемых государственными структурами. И именно в этом аспекте у бизнеса часто возникали вопросы к таможне.
Очень хочется верить, что скоро в стране заработает действительно прозрачная таможня, а все сервисы будут максимально понятными и полезными для бизнеса,
тем более что Нефедов в Минэкономразвития имеет достаточно хорошую репутацию», - заявила исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко.
Не надо изобретать велосипед По мнению самого победителя конкурса, в выборе путей реформирования таможни не нужно изобретать велосипед,
а воспользоваться опытом европейских стран, которые уже прошли этот путь. «Нам не нужно выдумывать велосипед или какие-то уникальные, гениальные решения.
Уже существует огромное количество планов по реформе таможни, составленных и предыдущим Министерством финансов под руководством (Александра) Данилюка,
и под руководством нынешнего министра (Оксаны) Маркаровой. Есть большой проект, который был разработан американской таможней и предложенный правительству Украины.
Поэтому не стоит что-то придумывать», - отметил Нефедов.
В частности, по его словам, основными направлениями деятельности станут проведение полной электронизации таможенных процессов,
чтобы облегчить жизнь инспекторам и ускорить таможенные процедуры. Последние, кстати, довольно часто осуществляются с задержками, на что жалуется бизнес.
«В Европе по низкорискованным грузам таможенная процедура часто занимает пять-десять минут, это реально можно сделать и в Украине,
но для этого нужны инвестиции», - отметил глава ведомства. В свою очередь, для ускорения процессов оформления экспортно-импортных операций и обновления таможенной
инфраструктуры Нефедов считает необходимым закупить сканеры, весы и камеры с возможностью дистанционного управления.
Это планируется сделать как за счет перевыполнения плана таможенных поступлений, так и за счет привлечения донорских средств и использования инструментов
государственно-частного партнерства, в частности, сдачи в аренду имущества.
Не оставил без внимания Нефедов и вопрос синхронизации работы таможенных постов. В этом контексте реформатор намерен провести интеграцию с
базами данных других госорганов и таможенных органов соседних государств для запуска «единого окна».
«Хочу максимально избавить систему от субъективности и максимально интегрировать все базы данных.
Для меня абсолютно непонятной является ситуация, когда из Украины лес-кругляк выезжает, а в Польше лес-кругляк как-то материализуется. Как это возможно?
Есть таможенные базы в Украине и Польше. Почему их нельзя сравнивать?», - сетует Нефедов.
Новая кадровая политика и таможня без схем Грядут изменения и в кадровой политике.
Новый глава таможни будет инициировать изменения в законодательство с целью выведения сотрудников из-под закона о госслужбе и перевод на контрактную систему работы
с привязкой к выполнению ключевых показателей эффективности (KPI). Параллельно с этим планируется ввести страхование профессиональной ответственности таможенников
и повысить зарплаты до рыночного уровня. «Когда мы поднимем зарплаты до более-менее рыночного уровня мы сможем рассчитывать на значительное большое количество
честных людей, которые пойдут работать в эту структуру. К примеру, в Польше количество таможенников в два с половиной раза больше.
Я не хочу сказать, что мы должны увеличить количество таможенников в стране, я вообще, как либерал, против увеличения количества госслужащих,
но мы должны постепенно поднимать до рыночного уровня зарплату», - отметил Нефедов.
По его словам, персоналу необходимо показать, что изменения в таможне только к лучшему, и что у службы есть руководство,
которое стремиться преобразовать ведомство для того, чтобы слово таможенник звучало гордо, а не ассоциировалось с коррупцией.
Чтобы вывести регулирование экспортно-импортных операций из тени одной лишь сменой вывески и фамилий не обойтись. Необходимы системные изменения.
Для этого Нефедов предлагает создать подразделение риск-менеджмента, а также ввести автоматизированное блокирование рискованных таможенных операций.
«На таможне есть и серые схемы, когда под индивидуальными посылками завозятся промышленные партии товаров, и это полбеды.
Есть и черные схемы – это какие-то танкеры, которые в территориальных водах Украины переливают нефтепродукты, или это фуры, которые заходят ночью и идут своим потоком.
Эти проблемы надо решать не только через фискальную функцию», - отмечает Нефедов. С целью минимизации коррупционных рисков чиновник также предлагает сменить
функционал ведомства и сделать его информационно открытым. В планах Нефедова также сократить общее число таможен в стране с нынешних 26 до пяти-шести.
«Наша большая задача - максимально электронизировать процесс и разделить условно бэк-энд офис и фронт-энд офис, чтобы тот таможенник,
который общается с бизнесменом, перевозчиком, таможенным брокером, логистом и так далее имел меньшее влияние на результат принятия решений, а тот,
кто принимает решение, не общался с "клиентом" и не мог вытребовать у него взятку", - отметил он. Не забыл реформатор и о движении в Европу.
По его словам, гармонизация национального законодательства с нормами ЕС и защита интеллектуальной собственности — это факторы,
без которых невозможна интеграция Украины в таможенное сообщество Евросоюза.
В этом контексте Нефедов предлагает разработать новую редакцию таможенного кодекса Украины и присоединится к общей транзитной системе Евросоюза (NCTS).
Кроме того, необходимо принять закон, которым будет внедрен институт авторизованного экономического оператора, позволяющий компаниям экономить время на таможенных
процедурах. В Европе этот институт действует уже много лет, облегчая жизнь бизнесу. Многие из этих идей нашли поддержку у национального бизнес-сообщества и
Европейской Бизнес Ассоциации. Новый руководитель таможенной службы понимает важность удачно выбранного момента для реформы.
Окно возможностей для перестройки важнейшего для национальной экономики Украины ведомства приоткрывается лишь на короткое время. И кажется, это время пришло.
Время приниматься за работу.
Подробности читайте на УНИАН:
https://www.unian.net