ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 05.02.2001 г. N 11/4-19-862


     Государственной таможенной службой Украины <...> относительно предоставления некоторых разъяснений по таможенным вопросам в части исполнения внешнеэкономического контракта <...> сообщается следующее.

     Частями первой и второй статьи 8 Конституции Украины установлено, что в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основании Конституции Украины и должны соответствовать ей.

     Согласно статье 19 Конституции Украины правовой порядок в Украине базируется на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

     Государственная таможенная служба Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, в частности Таможенным кодексом Украины, Законом Украины "О таможенном деле в Украине", Указом Президента Украины от 24.08.2000 N 1022/2000 "Вопросы Государственной таможенной службы Украины", другими нормативно-правовыми актами Украины.

     Статьей 44 Таможенного кодекса Украины определен перечень объектов, подлежащих декларированию. Так, частью первой данной статьи установлено, что транспортные средства, товары и предметы международных, иностранных организаций и представительств подлежат обязательному декларированию таможням Украины.

     Предметы, не указанные в части первой данной статьи, декларируются таможне в случаях, определяемых Государственной таможенной службой Украины.

     В соответствии со статьей 45 Таможенного кодекса Украины декларирование осуществляется путем заявления по установленной форме (письменной, устной и т. п.) точных данных о цели перемещения через таможенную границу Украины товаров и иных предметов и о самих товарах и иных предметах, а также любых сведений, необходимых для таможенного контроля и таможенного оформления.

     Процедура декларирования, включая его формы и перечень данных, которые следует объявить в заявлении, определяется согласно абзацу первому статьи 46 Таможенного кодекса Украины Кабинетом Министров Украины.

     Положением о грузовой таможенной декларации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 09.06.97 N 574, в частности, предусмотрено, что грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) - [это] заявление, содержащее сведения о товарах и иных предметах и транспортных средствах и цели их перемещения через таможенную границу Украины или об изменении таможенного режима в отношении этих товаров, а также информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля, таможенного оформления, таможенной статистики, начисления таможенных платежей (абзац первый пункта 2).

     Кроме того, заполнение грузовой таможенной декларации должно осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом Государственной таможенной службы Украины от 09.07.97 N 307 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 24.09.97 за N 443/2247).

     В случае отказа в таможенном оформлении объектов должностные лица таможенных подразделений должны предоставить карточку отказа в таможенном оформлении с указанием в ней причин отказа с обязательной ссылкой на нормативно-правовой акт, нормы которого нарушены (Порядок предоставления Карточки отказа в пропуске на таможенную территорию Украины или таможенном оформлении товаров и иных предметов утвержден приказом Государственной таможенной службы Украины от 24.04.99 N 239, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11.05.99 за N 300/3593).

     Обращаем внимание на то, что указанные Вами положения статьи 153 Гражданского кодекса Украины не являются релевантным фактом в отношении таможенного оформления перемещения объектов через таможенную границу Украины в рамках исполнения внешнеэкономического контракта.

     Вместе с тем отмечаем, что частью второй статьи 45 Гражданского кодекса Украины определено, что несоблюдение формы внешнеторговых сделок и порядка их подписания (статья 568 данного Кодекса) влечет недействительность сделки.

     Частью второй статьи 568 данного Кодекса закреплено, что форма внешнеторговых сделок, заключаемых советскими организациями, и порядок их подписания независимо от места заключения данных сделок определяются законодательством Союза ССР.

     Законом Украины от 16.04.91 N 959-XII "О внешнеэкономической деятельности" дается определение термина "внешнеэкономический договор (контракт)" (абзац 13 статьи 1) и устанавливаются требования относительно его заключения (подписания), формы, субъектно-объектного состава, содержания, применения права страны и т. п. (статья 6).

     Форма внешнеэкономического договора (контракта) должна соответствовать требованиям приказа МВЭСторга Украины от 05.10.95 N 75 "Об утверждении Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов)" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 09.10.95 за N 367/903).

     Обращаем также внимание на то, что положениями статьи 1 Указа Президента Украины от 04.10.94 N 567/94 "О применении Международных правил интерпретации коммерческих терминов" установлено, что при заключении субъектами предпринимательской деятельности Украины всех форм собственности договоров, в том числе внешнеэкономических договоров (контрактов), предметом которых являются товары, применяются Международные правила интерпретации коммерческих терминов, подготовленные Международной торговой палатой в 1953 году.

     Также отмечаем, что частью пятой статьи 6 Закона Украины от 16.04.91 N 959-XII "О внешнеэкономической деятельности" определено, что внешнеэкономический договор (контракт) может быть признан недействительным только в судебном порядке (!), если он не соответствует требованиям законов Украины или международных договоров Украины.

     Кроме того, статьей 37 данного Закона предусмотрено, что за нарушение Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" или связанных с ним законов Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены следующие специальные санкции:

     - наложение штрафов в случаях несвоевременного исполнения или неисполнения субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности своих обязанностей согласно данному или связанным с ним законам Украины. Размер таких штрафов определяется соответствующими положениями законов Украины и/или решениями судебных органов Украины;

     - применение к конкретным субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранным субъектам хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования в случаях нарушения такими субъектами положений данного Закона относительно указанных в нем положений, устанавливающих определенные запреты, ограничения или режимы осуществления внешнеэкономических операций с разрешения государства;

     - временное приостановление внешнеэкономической деятельности в случаях нарушения данного Закона или связанных с ним законов Украины, осуществления действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности.

     Санкции, указанные в данной статье, применяются Министерством экономики Украины, по решениям судебных органов Украины или по представлению органов государственной налоговой и контрольно-ревизионной служб, таможенных, правоохранительных органов, комиссии по вопросам возвращения в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами, и Национального банка Украины. Санкции, указанные в данной статье, применяемые Министерством экономики Украины, действуют до момента применения практических мер, гарантирующих исполнение Закона.

     Применение указанных санкций может быть обжаловано в судебном порядке.

Заместитель Председателя И. Соболь

"Бухгалтерская газета", N 17 - 18, 7 мая 2001 г.

Copyright © 2020 НТФ «Інтес»
Всі права захищені.